Летчики и космонавты за рулем
Этой осенью у желающих пройти обучение в автошколе могут возникнуть проблемы. В действие вступили новые правила подготовки водителей.
Чтобы отследить, как меняется ситуация на рынке тюменских автошкол, какие в этой сфере есть проблемы и достижения, в областной Думе было организовано выездное заседание «круглого стола» по теме: «Анализ качества подготовки водителей транспортных средств в Тюменской области». Все плюсы и минусы нововведений участники решили изучить на примере двух автошкол: «УПК Автомобилист» и «Учебный комбинат».
Пока добирались до места, заместитель председателя Думы Геннадий Корепанов рассказал о предложениях, которые обсуждались делегатами международного форума в Санкт-Петербурге, посвященного безопасности на дорогах.
Например, много говорилось о том, чтобы демонтировать на светофорах желтый свет, который «вводит в заблуждение водителей», особенно начинающих. Сетовали на правовой нигилизм молодежи за рулем. Доказывали необходимость сокращения частных автошкол. Настойчиво рекомендовали создать всероссийские обучающие центры по подготовке инструкторов автошкол и совета по безопасности дорожного движения при президенте РФ. Но все это пока только тезисы, а делать что-то надо здесь и сейчас.
Именно молодые люди сегодня чаще всего получают права. По вине начинающих водителей происходит и более 80% ДТП. Казалось бы, вот он, ресурс, который, если приложить к нему руки, может существенно сократить показатели аварийности на дорогах. Вот только кто и как должен их приложить? Законодатели уже утвердили новые программы по подготовке автомобилистов категории «В», водителей мопедов и скутеров. Но достаточно ли этих изменений? Готовы ли их принять автошколы? И как новшества скажутся на кандидатах в водители?
УПК «Автомобилист» начал свою перестройку еще несколько лет назад, не дожидаясь команд свыше. Оборудовали учебные классы и автодром так, как подсказывал многолетний опыт подготовки водителей всех категорий. В «Кабинете шасси», например, разместили узлы и агрегаты ходовой части машин, в «Кабинете двигателей» установили щиты, на которых подетально разложены системы двигателей автобусов «МАН», легковой «волги» и грузовых «зила» и «камаза». В «Кабинете ПДД» занятия ведутся по интерактивным доскам, которые уже перепрограммированы на обучение по новым программам. Для тренажерного класса закупили «компьютеры-распашонки» для моделирования объемного видения дороги, а для кабинета основ безопасности движения — три манекена для отработки навыков оказания первой медицинской помощи.
Но один хороший воин на этом огромном учебном фронте — еще не армия. Алексей Шукшин, директор автошколы «Автомобилист» и председатель союза автошкол области, считает, что главная беда сейчас в том, что во многих автошколах работают недостаточно квалифицированные преподаватели, что сокращается количество занятий по учебной программе, что инструкторы урезают даже часы вождения.
— Разве можно научиться вождению за 7-10 часов вместо 50-ти положенных? — возмущался он. -Чего можно ожидать от такого водителя на дороге?
На законодательном уровне, учитывая недоработки в подготовке, утвердили новые образовательные программы для автошкол. В теоретической части к 106 существующим добавили еще 28 лекционных часов, в том числе по психологии. Дополнительно ввели и шесть обязательных часов вождения. Главным требованием к автошколам стало прохождение процедуры лицензирования. В ходе нее детально проверяется уровень профессиональной квалификации преподавателей (высшее или среднее специальное образование), наличие объемных и плоскостных пособий, количество учебных автомобилей, работа на них дублирующих педалей. В лицензировании автошкол снова будет принимать участие ГИБДД.
К сожалению, считает Шукшин, законодатели не внесли в обязательный список наличие в автошколах тренажеров для отработки отдельных навыков, например, работы с рулевым колесом. Но даже вышеперечисленные требования, по его мнению, могут привести к тому, что около 30% автошкол уйдут с рынка. Правда, останутся не только самые лучшие. Не исключено, что набор будут продолжать и те, кто предлагает обучение по демпинговым ценам, не имея разрешительных документов. Что такое диплом нелицензированного вуза, объяснять уже не надо. Как же не попасть теперь впросак и не купиться на красивую вывеску?
Заместитель руководителя областного департамента по лицензированию, государственной аккредитации, надзору и контролю в сфере образования Антон Богданов рекомендует: прежде чем отдавать деньги за обучение, стоит проверить у автошколы наличие лицензии и положительного заключения ГИБДД.
Но дело даже не в том, что меняются требования и документы. По мнению заместителя председателя городской Думы Николая Романова, есть непреложные аксиомы водительского поведения. Их в законодательстве не пропишешь, но преподаватель и инструктор автошколы должны втолковать их будущему водителю как алфавит. Касаются они этики поведения на дороге и уважения к «тем, кто слева, и тем, кто справа».
— Водители в автошколах должны быть подготовлены и теоретически, и практически, и этически, -поддержал эту точку зрения Геннадий Корепанов.
Новые требования к качеству обучения, — это конечно, хорошо, но не ударят ли они по кошельку потребителя? Участники «круглого стола» констатировали, что повышения платы за обучение не исключить. Существует и реальная угроза коллапса этой формы обучения. Новые программы и требования утверждены месяц назад, а в Тюмени, например, из 67 автошкол лицензию получили пока только три. Депутаты областной Думы считают, что необходим полугодовой переходный период.
Но пока решаются одни проблемы в этой сфере, на горизонте уже всплывают другие. Как, например, автошколы могут защитить себя от учеников, которые по своим нейрофизиологическим данным просто не приспособлены к тому, чтобы сесть за руль? В летчики и космонавты их никогда не возьмут, а вот на дорогу выехать никто не запретит. Нет пока таких законов.
***
фото: Знаки надо изучать;Алексей Шукшин.