Наш футбольным Абрамович
Эту универсальную фамилию, смахивающую на причастность к знаменитому ныне российскому олигарху, носил известный в свое время тюменский спортсмен, администратор и футбольный арбитр.
Паренек был из простой рабочей семьи и путь свой жизненный начал просто — с локомотивного депо. Первые его шаги на трудовом поприще были слесарные, но, как и у всех молодых железнодорожников, душа его мигом прикипела к футболу. Играл, как все, и, говорят, получалось неплохо.
Окончил известное в свое время Тюменское училище физического воспитания — в 50-е годы единственное в округе учебное заведение, выпускавшее специалистов в области физкультуры и спорта. Работал в школе, играл за футбольные и хоккейные команды «Локомотив», параллельно приобщаясь к судейству, где показал себя грамотным и толковым футбольным арбитром.
Борисобладал прекрасными душевными и человеческими качествами: все те, кто его помнят, мне об этом говорили. В первую нашу команду класса «Б» его взяли на ответственную должность начальника команды как опытного футбольного специалиста, где он трудился несколько лет.
В 60-е годы наш арбитр республиканской категории перебрался в легендарный город Одесса, где трудился в обществе «Локомотив» инструктором физической культуры, а позже начальником команды «Черноморец». Не оставлял и судейство, совершенствуя профессиональные навыки арбитра. Работал на матчах высшей лиги — ему было присвоено звание судьи Всесоюзной категории по футболу.
А в 1968-м году в Одессе на Всесоюзных сборах руководителей добровольного общества «Буревестник» оказался друг Абрамовича — Борис Мишатин, недавно назначенный руководить студенческим спортом в Тюмени. Зная очень приблизительно адрес друга, Борис Алексеевич явился в один из живописных одесских дворов, где деревянные балконы старых домов нависали над внутренней территорией. И спросил насчет Абрамовичей. Их оказалось множество, как и должно было быть в Одессе. Тогда находчивый Алексе-ич спросил Соню — жену Бориса Абрамовича. На балконах возник десяток Сонь, которые все одновременно начали задавать ему вопросы. После долгого гвалта и пояснения насчет занятия Абрамовича дамы наконец-то поняли, какого Абрамовича ищут. И крикнули «Соню — спортсменку»; так Мишатину удалось найти друга. И они, конечно же, встретились, и была долгая и теплая беседа за рюмкой чая — воспоминание о прошлом тюменского футбола и его людях.
В дальнейшем Борис Абрамович стал членом Всесоюзной Коллегии судей и заслуженным человеком в судейском сообществе великой страны.
Прошло много лет, и в смутные 90-е семья Бориса Алексеевича Абрамовича перебралась за океан. Из Соединенных Штатов Америки он изредка звонил друзьям, а примерно в 2007-м он позвонил и мне: кажется, номер телефона ему сообщил наш единственный динамовец 50-х годов и давний друг Абрамовича, мастер спорта СССР по русскому хоккею Валентин Григорьевич Рачев, проживающий в Германии.
И мы говорили почти час, а может, больше — об одном, о другом и третьем человеке — его интересовали люди его спортивной молодости, он жадно впитывал мой рассказ о них, как я чувствовал через континенты и океан, всей душой. Он интересовался нашим футболом и всем, что есть вокруг него.
Он звонил мне еще много раз. Мне стало казаться, что знаю Бориса Алексеевича лет двести… Он звонил и Борису Алексеевичу Мишатину, Анатолию Владимировичу Туринцеву — своим давним и близким друзьям, узнав их телефонные номера от меня. Он предвкушал встречу и готовился к ней несколько лет.
«Ну погоди, погоди! Вот я приеду, и мы поговорим как следует!» -заверял он меня в конце 2010 года.
А 10 июля 2011 года звонок из Германии Валентина Рачева перечеркнул все надежды о встрече. Навсегда. Так иногда, к сожалению, бывает. На 79-м году великий знаток нашего футбола и жизнелюб, да просто хороший человек, родившийся в Тюмени и всей душой тут остававшийся после отъезда в далекие края, ушел из жизни. Как это часто бывает, скоропостижно и неожиданно.
Никак невозможно тут о нем не упомянуть и, как водится на Руси, ПОМЯНУТЬ добрым словом. Уже четвертый год нет среди нас этого веселого и жизнерадостного человека. Он тоже — часть тюменской футбольной истории.
***
фото: На военно-грузинской дороге (Абрамович — крайний слева);Борис Абрамович.