Сумасшествие войны
В Тюмени показан спектакль, которому аплодировала публика Эдинбургского международного фестиваля, — «Война» режиссера Владимира Панкова.
Настоящее произведение искусства всегда обладает магией современности. Зрителю кажется, что сочинение — совершенно на злобу дня, написано как по лекалам текущих событий. Такое же щемящее чувство соли на свежей ране ощущаешь, когда становишься соучастником этого театрального проекта, созданного по произведениям Гомера, Олдингтона и Гумилева. Уже сама эта связка говорит о глубине проникновения авторов в текст произведений. И это не холодный анализ, а шок, который накрывает зрителя с первых минут.
Спектакль создавался к 100-летнему юбилею Первой мировой войны. Войны, трагедия которой со временем отошла куда-то на второй план. Хотя отголоски ее слышны до сих пор. Никто и никогда уже не склеит перекроенных государственных границ и исковерканных человеческих судеб.
Витавший в воздухе в начале ХХ века запах тревоги будоражил поэтические души, разгоравшийся всемирный пожар воспринимался как символический костер, сжигающий все устаревшее. Казалось, что этот исторический пал будет очистительным, откроет дорогу молодым, свежим силам. Только все оказалось не так.
Этот контраст ожиданий, противоборство светлых и темных сторон, того, что возвышает и что втаптывает в грязь, является основным лейтмотивом действия. Черно-белая гамма становится основной в оформлении сценического пространства. Она заполняет весь его объем: нижние и верхние ярусы, ближний и дальний план. Режиссер использует минимум полутонов и оттенков, не только добиваясь сходства с черно-белой фотографией, но и максимально концентрируя внимание зрителя на сути происходящего, где нет места красивостям, где все предельно грубо и просто. Хотя — не однозначно.
Если бы любая очная ставка с историей заканчивалась приговором, из которого человечество делало выводы, еще Троянская война стала бы последней. Но в том-то и дело, что этот смертельный коктейль кажется в чем-то даже будоражащим и привлекательным. Как не испробовать этого крепкого напитка еще и еще раз? Как не потешить себя ощущением силы и даже в чем-то не почувствовать себя героем? Только цена такого самообмана, такого «спайса» истории оказывается слишком велика. И очень трудно в этой ситуации сохранить достоинство и не сойти с ума.
— А что, если завтра война? -этим вопросом начинается спектакль. Звучит он из уст молодых парижских интеллигентов игриво и несерьезно. Никакого ощущения трагедии, одно лишь упоение опасностью. А что остается в горьком остатке, когда герои встречаются в госпитале после войны? Куда улетучился флер их иллюзий? Почему он превратился в кошмар на грани помешательства?
— Вечная история, которая была описана еще Гомером в «Илиаде», не потеряла актуальности и сегодня, — говорит Игорь Ясулович, народный артист России, один из исполнителей главных ролей спектакля. — И начинаешь думать: когда же поумнеет человечество?
Действительно, как остановить военный бред, который повторяется снова и снова? Человечество не знает таких рецептов, а симптомы начинающейся болезни не хочет различать. Не дает рецептов и спектакль. Вывод у каждого зрителя должен быть личным, болезненным и горьким. Может, тогда и наступит исцеление.
***
фото: Актеры на сцене примеряли шинель как символ военного времени.