Дорожная война: слишком много почему
У всех рабочий день начинается по-разному. У меня — со сводки дорожно-транспортных происшествий, которую получаю из автоинспекции на электронный ящик. Не лучшее начало дня.
С прошлой субботы по утро четверга в Тюмени произошла 41 авария. Одна женщина погибла. Пострадали 56 человек. Это практически взвод солдат, ринувшихся в атаку, а потом вернувшихся в свой окоп — зализывать раны. Как бы ни банально и избито не звучало сравнение сегодняшней убойной ситуации на дорогах с военными действиями, точнее все равно не скажешь.
Но только если на любой другой войне более или менее понятно, кто свой, а кто чужой, то хроникерам этой дорожной кровопролитной схватки остается только развести руками и задаться вопросами: против кого воюете, люди? Против своих детей (сегодня вы не пропустили кого-то на переходе, завтра не пропустят вашего ребенка)? Против родителей (в понедельник в крупной аварии на перекрестке улиц Широтной и Олимпийской пострадала пожилая женщина, которая стояла на тротуаре)? А может, против себя самих?
Молчок — и слышен только рев моторов и визг тормозов.
Летописцами в этой ситуации выступаем мы, журналисты, и Госавтоинспекция. Хотя большинство наблюдателей уверены, что дорожной полиции пора кардинально пересмотреть свою политику — перейти от подсчетов к действию. То есть, опустить забрало и как можно решительнее войти в самый центр «боевых действий». В редакцию часто звонят читатели и говорят: почему никогда не увидишь автоинспекторов на перекрестке, где водители регулярно «подрезают» пешеходов, поворачивая направо или налево; почему не штрафуют пешеходов, которые в том-то и том- то месте переходят дорогу не по зебре; почему не ловят гонщиков, летающих по улице Республики? Ответ на эти вопросы, в отличие от тех, которые задавались выше, все же есть. Но вряд ли он удовлетворит общественность: количество инспекторов по сравнению с количеством водителей и пешеходов ничтожно мало. Переаттестация, оптимизация — в итоге получили то, что получили. А люди на дорогах продолжают гибнуть. Этого ли добивались все полицейские реформы вместе взятые?
Конечно, не этого, считает командир одной из рот полка ДПС ГИБДД УМВД по Тюменской области. Этот человек уже 11 лет работает, так сказать, «на земле». Сокрушается, что не застал то время, когда народ уважал дорожного инспектора и — да, боялся его. Об этом времени инспектору рассказывали старшие товарищи.
— Сейчас же, чуть что — жалуются, — говорит командир роты. — К примеру, совсем недавно пришла женщина, на которую наложили штраф три тысячи рублей за отсутствие детского кресла. Она говорит: «На первый раз вы бы могли просто предупредить!» Как будто не о безопасности ее ребенка речь идет… Сколько можно предупреждать? Предупреждения люди уже не воспринимают всерьез. Думают так: в этот раз пронесло, и в следующий пронесет.
Не раз я слышала от инспекторов, что они и сами уже чувствуют — действовать надо жестче, да время такое: боятся, что будут неправильно поняты. Мол, сверху постоянно напоминают: «главный рычаг воздействия на участников дорожного движения — это профилактика».
Хотя попробуй угонись за иным таким «профилактируемым», который несется по дороге на мотоцикле со скоростью 200 км/ч и вручи ему листовку да погрози пальчиком.
Пряничная система регулирования дорожного движения, когда инспекторы улыбаются водителям, а то и цветы по всяким праздникам дарят, — это, конечно, приятно. Но иногда так и хочется спросить: не слипнется, у водителей-то?
P.S. Прошу прощения за обилие вопросов в тексте. Вынуждена признаться, что у меня их, как и у большинства (возьму на себя смелость предположить) жителей Тюмени, гораздо больше, чем ответов.
***
фото: авария на перекрестке улиц Широтной и Олимпийской, 13.10.2014;вчерашняя авария на ул. 50 лет ВЛКСМ — и так каждый день