ИЗО против «Гаража», или Почему в музеях пустые залы?
На этот вопрос нас натолкнула ситуация с выставкой к 70-летию регионального отделения Союза художников в музее ИЗО. На открытии посетителей было море. В последующие дни — никого. «А вы ходите на художественные выставки или нет? И почему ?» — спросили мы читателей.
Екатерина, экономист, 35 лет:
— Привыкла к тому, что в музеи и на выставки интереснее ходить в других городах, когда ты в отпуске, а дома на это постоянно не хватает времени — то работа, то семейные заботы.
Татьяна Валерьевна, инженер, 45 лет:
— Последний раз была в музее ИЗО, который на улице Орджоникидзе, со своим ребенком- школьником. Ходили на выставку портретов. Может, это мое личное впечатление, но оформление выставки мне показалось каким- то местечковым. Теперь сын ходит в музеи и на выставки с классом, у меня больше не возникало желания.
Михаил, строитель, 30 лет:
— А где узнавать про эти выставки? Наверное, надо, чтобы у них реклама была более заметная, а то вот я, например, даже и не знаю, куда у нас сегодня можно сходить.
Мария, инженер:
— Никогда не интересовалась музеями. А надо бы!
При большом скоплении народа на прошлой неделе открылась выставка, посвященная 70-летию регионального отделения Союза художников.
В будний день наш корреспондент обнаружил среди жемчужин, созданных местными мастерами за отчетный период, лишь скучающих билетерш — посетителей не было. Для кого эта выставка? Где народ? — озадачились мы. И, как обычно, обратились за ответом к читателям: «А вы ходите или нет на художественные выставки? И почему?»
Дарья Медведева, студентка:
— К сожалению, давно нигде не была. Последний раз, наверное, два года назад была на Андреевском озере во время «Музейной ночи». Раньше еще ходила в дома-музеи Колокольникова и Машарова. Сейчас очень хочу посетить краеведческий. В целом, в музеи ходить интересно. Но раньше вечно денег не хватало, а сейчас — времени. А может, я просто еще сильно этого не захотела.
Денис Гончаров, геодезист:
— Хожу, но редко. Все зависит от свободного времени и рекламы мероприятия. Последний раз ходил летом в музей ИЗО на выставку средневекового оружия. Мне она понравилась.
Антонина, молодая мама:
— В школе нас водили всем классом в краеведческий музей и в музей ИЗО, но с тех пор в памяти уже почти ничего не осталось. Сейчас пока не до музеев, все время посвящаю своей дочке. Вот когда подрастет, будем с ней вместе культурно просвещаться.
Людмила Стафеева, библиотекарь:
— С семьей мы часто ходим на разные выставки, но обычно не на художественные. Все-таки в музее ИЗО экспозиции очень специфические. Они рассчитаны не на широкий круг, а на знатоков. Без хорошего экскурсовода там нечего делать. Кроме того, считаю, что в музее ИЗО не хватает хорошего менеджера. Могу об этом судить, потому что сама часто организую разные мероприятия для детей: чтобы добиться высокой посещаемости, надо хорошо потрудиться. Ученики школы искусств ходят в музеи часто, а вот обычные школьники — редко. Надо чаще предлагать что-то новое. И не только экспозиции менять, но и предлагать разные формы активности: мастер- классы, встречи, дискуссии. Вот в галерею традиционных промыслов и ремесел и дети, и взрослые ходят с удовольствием.
Светлана Власова, специалист областного поискового центра:
— Я люблю «Эрмитаж», «Русский музей», «Третьяковскую галерею». А в Тюмени была последний раз в Доме Машарова. В феврале в рамках агитпробега побывала в музеях в Бердюжском, Викуловском, Голышмановском и Абатском районах. И всегда, когда есть возможность и время, я стараюсь попадать на выставки.
Анна, инженер:
— Когда что-нибудь интересное приезжает, заглядываю в музеи. Я поклонница фотографии, также с удовольствием смотрю графику, дизайн (последнее очень редко у нас видим). Недавно побывала на выставке современного искусства в музее «Городская дума». Что сказать. Главное — подача выставки. Этим летом удалось в Петербурге посмотреть «Манифесту». Конечно, отличие столиц в том, что там выделены специальные площади для демонстрации объектов современного искусства, шире география представленных имен. Нам неплохо было бы разделять классику и современное искусство, что-то типа «Винзавода» или «Гаража» было бы неплохо увидеть в нашем городе.
Надежда Тюрина, офис-менеджер:
— Даже не помню, когда в последний раз ходила на выставку. Кажется, показывали яйца Фаберже. Интересно стало увидеть их своими глазами. Если бы в Тюмень привезли, к примеру, Мону Лизу Леонардо да Винчи или картины Рембрандта, обязательно бы сходила из любопытства. А так. Я не ценитель изобразительного искусства, мало что в нем понимаю. В городе, где прожила всю жизнь, не было художественных музеев, да и любовь к рисованию в школе как- то не привили.
Полина Лукьяница, преподаватель студии «Перспектива»:
— Лично я, признаюсь, со своими детьми по музеям не хожу. Просто потому, что это часть моей специальности. Я чужих детей вожу в музеи, чужих учу рисовать, а своих — нет. Сапожник без сапог. Но кроме того, я считаю, что в Тюмени далеко не тот уровень художественных экспозиций, который мне хотелось бы видеть. Мне в нашем музее ИЗО тоскливо. И отношение к посетителям мне там не нравится. Впечатление такое, что тебя там вовсе не ждали, и было бы лучше, если бы ты и не приходил, не смотрел и руками ничего не трогал.
Татьяна Ситникова, редактор портала «Территория здоровья»:
— Я была во всех наших музеях и выставочных залах. Хожу на выставки регулярно, но не так часто, как хотелось бы. В основном из-за нехватки времени. Но бывает и так, что о какой-то интересной выставке узнаю уже после того, как она прошла. Когда привозят работы столичных мастеров, их хорошо рекламируют, а наши художники крутятся в своем узком кругу, и на их персональные выставки ходят в основном профессионалы или студенты академии культуры и искусств.
Михаил Парри, руководитель студии «Шоу профессора Николя»:
— Ребенку обязательно надо прививать чувство прекрасного. Не надо надеяться, что оно само придет, тем более, что вокруг сейчас так много информационного мусора, за которым можно не увидеть красоты мира. Может быть, сразу ребенок и не поймет то, что вы ему покажете, но обязательно запомнит. Так, по капельке, он собирает свои впечатления о мире и сам меняется.
***
фото: На снимке: единственные фигуры на выставке.