Кто дергает за ниточки
«Как скажутся на тюменском рынке продовольствия европейские санкции?» — этот вопрос не могли обойти вниманием депутаты на заседании постоянной комиссии по экономической политике и ЖКХ.
Хотя вопрос повестки дня звучал прозаично: отчет о выполнении муниципальной программы «Развитие потребительского рынка в городе Тюмени» в первом полугодии 2014 года. Но обсуждение его получилось очень эмоциональным.
Нет, наверно, сейчас такого человека, которого не волновали бы вопросы, связанные с рынком продовольствия. К достатку все уже привыкли, возвращаться во времена дефицита не хотелось бы.
Доклад директора департамента потребительского рынка Елены Ереминой депутаты слушали с вниманием. Возможно, искали в нем подтверждение или опровержение своих опасений. Но цифры, скорее, убаюкивали: оборот розничной торговли с начала года составил 134 тысячи рублей на душу населения (46% плана), показатель обеспеченности торговыми объектами уже выполнен на 99%, посадочными местами в сети предприятий общественного питания — на 98%, нестационарных торговых объектов — хоть отбавляй (103%), доля товаров тюменских производителей в общем объеме розничного товарооборота — почти 40%. Все хорошо и с защитой прав потребителей, в их пользу решается 98% разбирательств, причем чаще всего споры удается урегулировать в досудебном порядке.
— И все-таки мы идем на поводу у Запада или стараемся людей накормить? — прямо спросил депутат Игорь Ракша. По его мнению, мест для льготной торговли на рынках должно быть больше.
— В 2013 году у нас осталось 10 розничных рынков, — разъяснила ситуацию Елена Еремина. — Часть из них преобразовали в торговые центры, часть — в ярмарочные точки. С 1 января будущего года, согласно федеральному законодательству, и сельскохозяйственные рынки пойдут тем же путем. Но изменение наименования — лишь юридический вопрос, ни один продуктовый рынок не закроется. К тому же количество участников ярмарочной деятельности у нас постоянно увеличивается, в этом году в сельскохозяйственных ярмарках приняло участие уже 427 хозяйственных субъектов.
— А может, еще мини-ярмарочки организовать для бабушек, которые торгуют дачной продукцией? — предложил Игорь Ракша.
— Практика показывает, что большинство тех, кто торгует, например, на площади перед Центральным рынком, — перекупщики, — пояснила Елена Михайловна. — Они продают не свои овощи, выращенные на даче, а те, что купили на рынке «Кольцо». Бабушкам-дачницам мы предлагаем 53 льготных места возле «Рентала», еще 24 места для них выделено на парапете. А в целом по городу таких мест — около 500, но они не заполняются.
— Это, действительно, не вопрос организации льготных мест, — согласился председатель комиссии Юрий Баранчук, — а исключительно вопрос менталитета людей. На рыночных площадях им ведь надо работать, а сюда они больше приходят общаться.
— В общем, в плане продовольственной безопасности нам не о чем беспокоиться, — успокоила Елена Еремина. — Даже если все предприятия города вдруг перестанут производить, и ничего мы не будем ввозить, то и тогда на одних запасах продержимся как минимум 41 день. Стоит учитывать и тот факт, что на полках наших магазинов 39% мест отдано местным производителям и до 60% — составляют товары региональной группы. Так что мы защищены по всем продовольственным параметрам.
— Хочется узнать, где в городе можно купить продукцию северных производителей? — поинтересовался депутат Динар Абукин.
— В Тюмени начали, например, выпускать консервы из оленины «Легенды Ямала», — ответила Еремина. — Политически вопрос поставок с Севера уже решен, осталось только экономику подтянуть.
За дискуссией долго наблюдал, не включаясь в нее, Николай Романов, заместитель председателя городской Думы, и все-таки взял слово:
— Мы уже в какой-то космос с показателями этой программы ушли, — сказал он. — А зачем? Конкуренция, рынок все в этом вопросе решают, а не депутаты и муниципалитет. Никаких вмешательств власти в эту сферу уже не надо. И я предлагаю эту муниципальную программу закрыть и новой больше не принимать.
Комиссия внесла такую рекомендацию в протокол.