Заключенная книга
«Эпоха и личность» (редактор В. Строгальщиков). Тюмень. Издательство «Эпоха», 2014.
Увесистый том. На хорошей бумаге. С большим количеством больших фотографий (по словам Виктора Леонидовича, это — принципиально). К тому же второй в серии. 27 очерков, выстроенных по алфавиту (на мой взгляд, несколько искусственно: академик Мельников.., газпромовец Черномырдин.. , олимпийская чемпионка Носкова.. , школьный директор Ройтблат). Понимаю: мелкие придирки. Главное не в этом.
А в чем же главное? На этот вопрос трудно ответить, не призывая на помощь прежнюю книгу с таким же названием.
В чем-то второй том уступает первому, где были представлены почти три десятка портретов, в большинстве своем, как сейчас любят говорить, из VIP-ряда. И в этом же, собственно, второй том и выигрывает.
Потому что авторы сумели увидеть лица эпохи не только в высоких кабинетах (хотя и в них тоже), но и в скромной будочке часовщика, в мастерской станции юных техников, на стене скалодрома. Творческие открытия имеют место независимо от должности героя, от высоты или, наоборот, приземленности его социального положения.
Так, блестяще написан Вероникой Наумовой очерк о председателе областной Думы Сергее Корепанове. Попрошу читателя не улыбаться — я-то знаком с Корепановым с далеких комсомольско-салехардских времен. А Вероника сумела раскрыть то, что есть в глубине, за официальным и, как правило, парадным мундиром.
Столь же неожиданным оказался для меня и портрет президента ЗСКБ Дмитрия Горицкого, написанный относительно молодым (относительно, видимо, меня!) журналистом Андреем Фатеевым. Никакого пиетета, трепета перед должностями и званиями, одно только (прости, Андрей!) щенячье любопытство, жар исследователя.
«Мастерство не пробьешь», подумал я, прочитав очерк Юрия Переплеткина о В.С. Черномырдине. Переплеткин сумел найти форму, где есть место и тем чертам Виктора Степановича, которые уже много лет бродят по Руси в качестве анекдотов…
А что же считать самым-самым? Хотел бы выделить два сюжета. В сонм небожителей-VIP, которых в книге большинство, вошли два совершенно неизвестных широкой общественности героя. Это художник Альберт Мокин и часовых дел мастер Геннадий Ганиев. Авторы — Людмила Барабанова и Аркадий Кузнецов. Такие разные по теме и по манере письма. Из разных журналистских поколений. Словом, я их и сравнивать-то не могу. Но — получилось то, что должно было получиться.
Не стану пересказывать сюжетов, чтобы не лишить читателя радости собственного открытия. Ведь вторую книгу «Эпоха и личность» пока видели только авторы и кое-кто из героев. Жаль. Презентацию издательство никак не соберется устроить. По разным, как мне было сказано, «серьезным причинам». А в этом, повторюсь, увесистом томе бьется под лакированным переплетом наша с вами история, наша с вами жизнь. Дайте свободу книге!
***
фото: