«Пояса затянем, но в долги не влезем»
Городской бюджет на 2015 год вчера прошел первые депутатские слушания.
В этом году обсуждение главного финансового документа Тюмени проведут в несколько этапов. На первом заседании постоянной комиссии по бюджету, налогам и финансам должны пройти основные характеристики бюджета. После того, как их одобрят депутаты, основной бюджетный костяк (показатели общего объема доходов, расходов и дефицита бюджета) выставят на публичные слушания, которые состоятся 13 ноября с 18 до 20 часов в актовом зале Дворца искусств «Пионер». Когда этот порог будет преодолен, документ вынесут на утверждение в первом чтении на заседание городской Думы (20 ноября). Затем снова созовут заседание постоянной комиссии (24 ноября), чтобы рассмотреть бюджет во втором чтении. И только после, когда все детали утрясут, документ представят на заседание городской Думы 27 ноября — будет поставлена точка.
По крайней мере, до ближайшей корректировки бюджета. В прежние годы плановые показатели от итоговых всегда отличались существенно в сторону увеличения. Несмотря на всю сложность экономической ситуации в стране в целом, которая не может не сказаться и на регионе, и на городе, можно быть уверенным, что без добавки муниципальная казна не останется и на следующий год.
При таких условиях обсуждение основных параметров бюджета могло вылиться в жесткую и эмоциональную дискуссию. Чтобы с самого начала направить ее в нужное русло, зам. председателя постоянной комиссии по бюджету, налогам и финансам Оксана Величко призвала коллег во время выступлений быть конструктивными и не выходить за рамки повестки дня. И передала слово Светлане Черепановой, директору городского департамента финансов.
— За основу формирования проекта бюджета взяты стратегические цели развития, преемственность бюджетной и налоговой политики, — подчеркнула она в начале. — Учитывались также дестабилизирующие экономические факторы в стране и особенности развития нашего региона.
Директор департамента констатировала, что на формирование бюджета будут влиять отрицательные тенденции, которые могут препятствовать пополнению бюджета. Но этот негатив не изменит нашей основной ориентации в бюджетной политике — поддержке социально незащищенных слоев населения.
Бюджетная политика на ближайшие три года станет логическим продолжением направлений этого года: повышение устойчивости бюджетной системы, сохранение социальной направленности бюджетных расходов, обеспечение доступности муниципальных услуг. Неизменным остается и программно-целевой принцип формирования бюджета.
Планируется доходная часть бюджета на 2015 год — 20,56 миллиарда рублей. Почти треть этой суммы (26%) — субвенции из вышестоящих бюджетов, 38 процентов составят собственные налоговые и неналоговые доходы, еще 36 — дотации и субсидии на осуществление муниципальных функций. Ожидается, что каждая из частей доходной части бюджета продемонстрирует разную динамику. Самая высокая — у безвозмездных поступлений. По сравнению с нынешним годом она увеличится более чем на 3,4 миллиарда рублей, в том числе более чем на 650 миллионов рублей за счет субвенций.
Собственные источники пополнения бюджета — налоговые и неналоговые доходы — фактически останутся на уровне 2014 года. Такое положение дел Светлана Черепанова назвала стагнацией.
Больше всего в копилку налоговых доходов бюджета дадут поступления от налога на доходы физических лиц. По крайней мере, запрограммирована эта ситуация, по словам Светланы Черепановой, «очень оптимистично». Но не все собранные по этой статье налоги уйдут в городской бюджет: 77 процентов перечислят в региональную казну и только 23 процента в совокупности — в муниципальную.
Больших подвижек за счет поступлений доходов от использования и продажи муниципального имущества, как было в предыдущие годы, в 2015-м не предвидится.
Расчетный дефицит бюджета составит 459 миллионов рублей. Основной источник его покрытия -остатки средств на счете. Кроме того, используют экономию по текущим контрактам, муниципальный грант и дополнительно полученные в течение года бюджетные доходы.
Настало время для вопросов депутатов. Вопреки ожиданиям в зале повисла тишина.
— К концу года мы каждый раз приходим с профицитом, — взял слово Николай Руссу. — Может, лучше сразу планировать больший дефицит, чтобы потом по итогам выходить на «ноль»?
— Мы стараемся оценить ситуацию максимально реально, — ответила Светлана Черепанова. -Исходя из этого и строим прогнозы. Надо учитывать, что, прежде чем увеличивать дефицит, надо найти дополнительные источники его покрытия. Привлекать кредитные ресурсы мы может только в тех случаях, когда дело касается расходов инвестиционного характера. Иначе кредиты превратятся в долговую яму, которая может довести до неисполнения муниципальных функций.
— Это все слова, — не согласился Руссу. — А вы вспомните опыт Арабских Эмиратов. Нельзя деньги держать в кубышке. Каждые два-три миллиарда рублей — это 500600 рабочих мест. Что важнее?
— С точки зрения коммерческого подхода к решению проблем -вы, может, и правы, но на муниципальном уровне это не применимо.
— А с чем связаны колебания в объемах формирования Резервного фонда? — просил уточнить депутат Сергей Морев.
— Все показатели — только расчетные, — успокоила Светлана Черепанова. — К счастью, за последние лет пять мы ни разу не использовали средства, предназначенные для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Надеемся, что и дальше они не понадобятся, но согласовали сумму в 100 миллионов рублей на 2015 год.
За такой базовый сценарий бюджетного развития города на ближайшие три года депутаты и проголосовали после почти получасового обсуждения.
***
фото: Николай Руссу задает вопрос;Светлана Черепанова.