Когда краски играют музыку
На выставку Максима Родионова, художника, который недавно перебрался из Нижневартовска в Тюмень, гостей пришло немного. Но он был им рад.
Действительно: рекламы у его выставки «Шум», что открылась в холле малого зала театра драмы, никакой. Самого Максима в нашем городе почти никто не знает. Друзья художника (они часто составляют львиную долю зрителей на выставках) остались в Нижневартовске…
А вот искусствоведы радуются, что у нас «высадился северный десант». Они с работами Максима отлично знакомы. Вообще-то, возможность узнать о молодом авангардисте Родионове была и у нас. Во-первых, он член Союза художников России и член международной ассоциации изобразительных искусств АИАП-ЮНЕСКО. Стало быть, как минимум, принимает участие в отчетных выставках Союза. Но Максим еще и автор групповых художественных проектов, а его картины находятся в частных коллекциях, собраниях музеев и галерей России, Румынии, Франции, Польши и Италии.
Искусствоведы радуются не просто так, а по поводу. Например, заведующая театральным музеем Надежда Васькова говорит, что в нашем городе почти нет живописцев, работающих в направлении авангард. Максим же, что бы он ни писал, неизменно продолжает традиции русского авангарда. И это, безусловно, вносит разнообразие в культурную жизнь города. Родионова уже назвали и открытым, и дерзким, и откровенным. Как в жизни, так и в живописи.
— Я не только пишу картины, — рассказывает Максим. -Занимаюсь фотографией. Мой отец профессиональный фотограф, я с малых лет варился в атмосфере творчества. Наверное, поэтому и вырос человеком исключительно творческим. Живопись, фотография и музыка — вот, что меня интересует.
Как музыкант Родионов известен в меньшей степени, чем как художник. Хотя ему доводилось выступать на сцене в родном Нижневартовске. Сейчас его больше интересует электроника. Но в живописи Максим отдает предпочтение музыке живой. Странно звучит? Живопись безмолвна, и музыку не исполняет? Смотря какая!
Живопись Родионова определенно звучит и шумит — отсюда и название экспозиции из почти трех десятков картин. Шумят яркие смелые цвета, звучит изломанное пространство полотен. А если проще, то происходит следующее: зритель смотрит на полотно и не только видит его, но и слышит.
Например, я, стоя перед картиной «Африканский мотив», где много синего, черного и красного, представляю, как звенят многочисленные украшения женщин африканских племен, как посвистывает ветерок в соломенной крыше глинобитного домика. Представляю, как музыкант бьет ладонью по мембране барабана джембе и как гудит африканский базар. Вообще, Африки на картинах Максима много. Наверное, ему тоже нравится слышать в своей голове эту какофонию неродных нам, экзотических звуков.
Живопись надо, как говорится, смотреть медленно. Долго, вдумчиво. Авангардную — тем более. Попробуй, угадай с одного взгляда, что легкое нагромождение полупрозрачных тонов — это блюз. А всмотришься и подумаешь: «Действительно, блюз — он такой». Или спустя какое-то время начинаешь понимать, что нестройное, на первый взгляд, нагромождение разноцветных колонн и арок действительно выглядит и звучит, как летний Петербург.
— Недавно я вдруг понял, что не только вижу, но и слышу, -рассуждает Максим. — Потому что абсолютной тишины нет, все вокруг как-то звучит, шумит. Сама жизнь. Вот и решил, что лучше всего экспозицию назвать именно так.
… В Тюмени у Максима пока нет большого круга знакомых, но есть множество планов. До 11 декабря в театре будет открыта его первая выставка. На очереди и вторая, которая должна состояться в выставочном зале регионального отделения Союза художников России. Для нее уже есть совсем новые полотна, публике еще не показанные. Он продолжает работать. Пока дома. Мастерской у Максима никогда не было.
— Конечно, хотелось бы иметь настоящее рабочее место, — вздыхает он. — Дома неудобно: краска капает, широкоформатные полотна негде хранить. многие художники знают, каково это. Но ничего, я привык.
Пишет не только маслом по холсту. В ход идут бумага, картон, масляная пастель, цветные карандаши, гуашь. Есть среди работ Максима даже линогравюры и офорты! Такое многообразие не только сюжетов и образов, но и способов их передачи не у каждого автора встретишь. И еще он не пишет картин на заказ. Потому что рисует мир таким, каким видит его сам, а не каким хотят видеть его другие.
***
фото: «Черный человек»;«Мимолетно оглядываясь назад»;Максим Родионов;«Страшные сны».