Пригоршня звезд
11 ноября в здании академии культуры, искусств и социальных технологий на улице Пароходской, 27 открылась выставка картин участников VII Всероссийского конкурса молодых деятелей искусств «Тюменский звездопад».
Стремительно начавшись, она будет действовать недолго, и в начале декабря сменится другими изобразительными материалами. Как жаль! Многие любители искусства и просто зашедшие в вуз посетители сходятся на мысли, что нынешний «Звездопад» — это что-то необыкновенное в художественной жизни Тюмени.
Едва попадаешь в светлые коридоры на Пароходской, трудно избавиться от ощущения, что рисует весь мир. Стены кажутся пронизанными луча ми невидимого солнца — чистые цвета живописных работ как гимн всему живому дополнены графическими, где тончайшие пастельные переходы и тоновые градации говорят о том, что мир без искусства выглядит слишком обыденно. Детские работы смотрятся как откровение, недоступное взрослым: «Зимняя ночь» Владислава Семакова, живопись Олеси Голобоевой, Анны Филаретовой, композиция Жанны Апасовой и многие-многие другие работы, перечислить которые не хватит газетной полосы.
Убеждаешься, что дети смелее нас, взрослых. Да и мыслят они более масштабно. Например, графика Софьи Сейфуллиной «В мире леопардов» — это готовый плакат в защиту животных или эмблема «Движения зеленых»… Экология в целом созвучна детскому взгляду на мир. Нам всем в юности словно открыт язык птиц, рыб, собак, кошек — дети буквально стремятся поговорить с ними! Поэтому изображений кошек в экспозиции несметное количество -коллективный портрет Чеширского кота мог бы побить все рекорды популярности.
Коты расхаживают, улыбаются, отдыхают и на работах взрослой категории. А лошади — в сбруях и без них, одинокие и по три — готовые иллюстрации к «Черным лошадям» Владислава Крапивина. Крапивин, наверное, был бы доволен такой выставкой: столько всевозможных «Каравелл» представили дети!
«Звездопад» 2014 года делает нас зрителями, а пространство коридоров академии — сценическим пространством; и, выходя из залов, первое, что хочется сделать, -купить акварель и приличные кисти. Поиграть в художника! Цепляет не только тематика — от сказки и аллегории до пейзажей, портретов и классических натюрмортов, -но и действительно взрослое мастерство детских работ. Например, лаконизм Веры Корейцевой — «Пасхальный день» (преподаватель И. Макарова) и Жени Курмановой — «Вид из окна» (преподаватель Д. Апасова); минимализм работ Полины Трегуб.
С огромным количеством детских работ конкурирует несколько скромное количество работ наставников и профессионалов; однако скромность эта лишь численная. «Рубленая» графика Татьяны Адамовой (категория «Профи») выхватывает целостные пласты материи в графической работе «Лариса». Деликатная подробность отличает акварели Ярославы Андреевой (категория «Наставник»).
Формализм, приглушенные тона и заученные, замыленные сюжеты — здесь вы не встретите этого. Потребность эпатировать чужда представленным здесь искренним и эмоциональным работам. Глубокое понимание классики и традиции сочетается с настоящей художественной смелостью.
Благодаря мастерству и тонкому вкусу организаторов (среди них -художник Сергей Струнников) мы убеждаемся, что академическое изображение натуры может быть шедевром, что простота и правда может вызывать восхищение в той заповедной целостности, которая ведома была, скажем, Возрождению. Неслучайно критериями оценки лучших работ станут: художественная выразительность, профессиональное мастерство, развитие традиций и новизна решения темы.
В разделе выставки-конкурса определится гран-при среди категории «Профи», и художники с нетерпением ждут результатов. И не только тюменские художники! Москва, Пермь, Челябинск, Тольятти, Улан-Удэ, Екатеринбург, Ханты-Мансийск, Заводоуковск, Ялуторовск, Благовещенск и другие города встретились в культурном «ансамбле» в гостеприимных залах академии. Что ж, дальних вам плаваний, «Робинзоны», «Каравеллы» и «Бегущие по волнам» Пароходской улицы!
***
фото: Работы участников;Один из организаторов конкурса Сергей Александрович Струнников (в центре).