Война и дети
Я уже не раз говорил и писал, что Отечественная война — тема, которая еще не скоро закончится. Будем писать и заново размышлять над уроками этих 1418 дней еще долго после того, как уйдет из жизни последний ее солдат. Эти уроки, этот опыт, государственный, политический и человеческий, еще будет воспроизводиться в отражениях отражений. Потому что многое еще предстоит понять. Потому что слишком дорого заплачено за мир, в котором мы живем, чтобы по какой-то причине, даже если она сегодня кажется архиважной, от этого мира отказаться.
А они уходят, солдаты Великой Отечественной. И уходят с ними их воспоминания, их огневой опыт, который, как солдаты сами рассказывают, до сих пор будит их по ночам. А книга военной памяти нашего народа еще не прочитана полностью.
Ведь война была не только на передовой. Война была и на временно оккупированной территории. Война была и в тылу, он тоже жил ею. Война будет еще долго храниться в памяти тех, кто был тогда ребенком.
Наверное, кое-кто считает, что дети войны — обязательно те, кто родился между 22 июня 1941 года и 9 мая 1945-го. Нет, крыло войны накрывало и тех, кому выпали бомбежки и эвакуация. Кто уступал место за партой приехавшим в сибирскую деревню маленьким ленинградцам. И после войны ее эхо еще долго было слышно. В школьных классах, где порой сидела сплошная безотцовщина. В колхозах, где мальчишки вынуждены были идти в прицепщики тракторной бригады, а девочки — на ферму. Да все варианты не перечислишь…
Мы сегодня предлагаем читателю новый газетный проект. Невыдуманные рассказы о войне, как ее увидели детскими глазами, услышали детские уши. Какой была. Какой она помнится. Без стандартных книжных восторгов. Без растиражированного киношного трагизма.
Наш многолетний автор — профессор Александр Стефанович Иваненко, увидел войну такой, какой она пришла в его поселок на Брянщине. Там он, еще малыш, два года прожил, как принято было говорить, «под немцем».
Воспоминания Александра Иваненко на стр. 3.