X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Клавиатура не запомнит ваших слез

В среду в библиотечном центре ТюмГУ состоялась встреча с македонским писателем Венко Андоновским.

Автор романа «Пуп земли», лауреат книжных премий «Книга года» и «Балканика» приехал в университет в рамках празднования 225-летней годовщины с начала книгопечатания в Сибири. На встрече собрались преподаватели и студенты института филологии и журналистики ТюмГУ.

— Я впервые выступаю перед студентами в такой холодной стране, в холодное время. Но когда вы представляете человека с книгой, вы ведь представляете его в теплой комнате? И даже если он читает на улице, на заснеженной лавочке, вы представляете, что ему тепло. Так и мне сейчас тепло, потому что я прочитываю радость в ваших сердцах, — приветствовал писатель аудиторию.

Венко Андоновский поделился со студентами размышлениями о том, почему печатная или, как он ее называет, — гутенберговская книга — никогда не будет заменена книгой электронной.

— В 1964 году, когда я родился, не было электронных книг, — начал писатель. — У моих родителей была библиотека, и я всегда видел, что они читают. Однажды я играл, и мне на голову упала книга. Она пахла ванилью, а первые буквы в ней были написаны буквицей. Я тогда еще не умел читать, поэтому просто стал рассматривать красивые узоры. Одна буква была похожа на трехглавое чудовище, вторая — на крест… И я придумал историю про трехглавого дракона, который забежал в церковь, спасаясь от героя. Спустя время, уже повзрослев, я нашел ту книгу. Вдохнул запах ванили — и все детские фантазии, все, о чем я думал когда-то, вернулось ко мне. Книга оказалась сборником бабушкиных рецептов, в которой трехглавая буква была вовсе не монстром, а всего лишь первой буквой в слове «сахар». Но этот опыт постоянно напоминает мне, как я люблю печатную книгу и не приемлю электронную.

По мнению Андоновского, бумажная книга обращается ко всем чувствам человека. Вы к ней прикасаетесь, видите ее, читаете и слышите при этом свой внутренний голос. Писатель не против электронных книг — их проще найти и ими легче пользоваться. Но те, кто занимаются гаптикой (наукой о прикосновениях), поймут, в чем разница.

— Человек — существо осязающее, без этого мы не существуем, -говорит Венко Андоновский. -Печатную книгу вы можете потрогать. Можете взять ее за переплет, потрясти и ощутить при этом запах пыли. Или духов — если ее прежний хозяин пользуется хорошим парфюмом. Когда вы читаете гутенберговскую книгу, вы узнаете не только смысл написанного, но читаете ее судьбу. Однажды я приобрел книгу в букинистическом магазине. Она пахла сигаретным дымом. На одной из страниц был след от кружки с кофе. Я понял, что ее прежний хозяин — курит и пьет кофе. И он был не очень внимательным читателем. Почему? Внимательный читатель всегда делает пометки на полях. А в этой книге не было никаких пометок. Была только одна записка — номер телефона и женское имя. Я не хотел дальше влезать в жизнь незнакомых мне людей, но пообещал себе, что однажды напишу роман — о том, как человек нашел предыдущего хозяина книги по таким вот знакам среди страниц.

Венко Андоновский отметил, что электронную книгу нельзя никому посвятить или подарить, оставив подпись на память:

— Конечно, вы можете послать кому-то файл. Но если вы растроганы и плачете при этом, то ваши слезы не упадут на страницу и не оставят следа. Они упадут на клавиатуру, и не останется никаких свидетельств ваших ощущений.

— А что потерял читатель, когда человечество отказалось от рукописей? — спросили писателя.

— Вы понимаете, что я драматизирую. Но я делаю это сознательно, — улыбнулся он. — Когда читаешь рукопись или манускрипт, видишь, где одно слово заменено на другое, видны стилистические варианты, порой целые предложения и абзацы переписаны. В гутенберговской книге вы не видите истории ее создания, манускрипт же помнит все: сколько раз вы к нему обращались и почему, что вы при этом думали. Поэтому, отказавшись от рукописей, человек тоже многое потерял.

Однако Венко Андоновский уверен, что печатной книге забвение не грозит. Говорит, гутенберговская книга — это вещь из разряда архитипических, поэтому она никогда не умрет.

***
фото: Писатель подарил библиотеке ТюмГУ свою книгу с автографом.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта