X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Сибирский тракт

Через Тюмень проходит главная дорога Сибири и нашей области — Сибирский (или Московско-Сибирский) тракт. Протяженность его в пределах области 410 км: 31 км от границы со Свердловской областью до Тюмени. И от Тюмени до границы с Омской областью -379 км.

ПРЕДЫСТОРИЯ

Весной прошлого года исполнилось 280 лет, как Сенат Российской Империи 16 марта 1733 г. принял указ о строительстве Сибирского тракта, который соединил бы столицу с самыми дальними восточными окраинами России и соседней страной — Китаем, с ним уже были установлены дипломатические отношения и развивалась торговля.

К этому времени все дороги до Уральских гор, которые в то время еще назывались то Каменным поясом, то Большим Камнем, были разведаны. Старые и новые поселения соединены дорогами. За Камнем, в Азиатской части России, люди тоже не сидели на месте и для взаимодействия с соседями прокладывали и водные, и сухопутные пути, которые из-за крайне плохого состояния историк Н.М. Карамзин называл не дорогами, а направлениями. Горы Большого Камня не были препятствием для общения народов. Жившие на западных и восточных склонах Камня коми, ненцы, ханты, манси давно разведали, где легче всего их преодолеть.

Так что строителям самой длинной российской дороги надо было только определить кратчайшие и удобные направления и проложить по ним добрый транспортный путь.

«ВОРОВСКАЯ» ДОРОГА

Через Камень было известно несколько сухопутных и водных путей, но с тех пор, как в 15951601 годах построили Бабиновскую дорогу из Соли Камской на Верхотурье, Тюмень и Тобольск, ее-то царским указом и назвали государственной и единственной дорогой из России в Сибирь. Все остальные известные дороги в Сибирь были строжайше запрещены, на них поставили крепкие караулы. В Верхотурье по указанию царя Бориса Годунова построили гостиный двор и таможню, которая взимала пошлины за провоз товаров в Сибирь и обратно: десять процентов со всякого товара натурой или деньгами.

Скупость купцов и нежелание платить столь значительную пошлину понуждали к поиску новых тайных путей через Камень. Такие пути были найдены. По одной из тайных дорог преодолел Камень Василий Никитич Татищев, назначенный управляющим казенных горных заводов. Дорога вела в Тюмень и Тобольск и оказалась намного удобнее официальной Бабиновской. В.Н. Татищев подал прошение новому сибирскому губернатору князю А.М. Черкасскому, сменившему в 1719 г. М.П. Гагарина, о разрешении ездить в Сибирь по этой новой дороге через Кунгур на Уктус (позже — Екатеринбург) и Тюмень, узаконить ее. Он обосновал прошение тем, что «многие не хотят ехать на Верхотурье, проезжают тайно разными путями: и казне убыток, и купцам не без нужды… Купечество же великую себе пользу через оные ближайшие и способнейшие пути получит, от чего пошлины и торг умножатся».

Князь А.М. Черкасский поддержал просьбу В.Н. Татищева, но Берг-коллегия все же не разрешила строить новые дороги в Сибирь в обход Верхотурья. До 1733 г. Бабиновская дорога считалась государственной. Лишь после решения Сената в 1733 году о строительстве Сибирского тракта стало возможным проложить его именно здесь, по бывшей тайной, воровской дороге, что была накатана до Тюмени. В 1735 г. В.Н. Татищев распорядился проложить зауральскую часть Сибирского тракта до Тюмени напрямую от построенного в 1723 году Екатеринбурга.

ТРАКТ СТРОИТСЯ

В 30-х годах XVIII в. дороги строили уже не на глазок, а по европейской науке. Сначала команда геодезиста Куроедова прошла пешком от Екатеринбурга до Тюмени, сделала съемку будущего тракта, составила проект и смету, а потом за дело взялись строители. Дорогу строили крестьяне ближних к тракту деревень — им была положена «дорожная повинность» — отработать определенное количество дней на дороге в любое время года, несмотря на посев и уборку урожая.

Дорожную повинность отбывали со своими лошадьми, телегами и дорожными инструментами. Тракт строили шириной 5 сажен (около 11 м) и окапывали канавами для стока воды. 17 июля 1765 г. Сенат установил требования к постройке Сибирского тракта, но к тому времени его до Тюмени и Тобольска уже построили. Под тракт отводилась полоса земли шириной в 30 сажен (64 метра), из них 10 сажен (22 м) на полотно — проезжую часть с канавами и по 10 сажен с обеих сторон для прогона скота, который осенью гнали самоходом к городам и рабочим поселкам на убой. Эти участки тракта называли скотопрогонными.

Тракт обязательно проходил через деревни и села, чтобы «проходящие и проезжающие команды обогрев имели», — это была забота о военных отрядах, которые посылали в Сибирь или возвращали в Россию.

В 1745 году легкую почту — частные письма и казенные бумаги -разрешили возить через Екатеринбург, а все другие грузы — по-прежнему через Верхотурье. Только в 1763 г. открыли для общего движения тракт Екатеринбург — Тюмень.

Вначале Сибирский тракт был построен на Тобольск, оттуда на село Вагайское (теперь — Вагай северный в отличие от Вагая в Омутинском районе), вдоль левого берега р. Вагай к селам Истяцкому, Большому Кусеряку, деревне Тиханиха, селам Готопутово, Викулово, Коточиги, Агимово и через заболоченный Аевский волок на Тару, Омск и далее. Последним пунктом тракта на территории Тобольской губернии было село Лебяжье — теперь это Новосибирская область. От Тюмени до Лебяжьего была устроена 41 ямская почтовая станция.

В последующие годы направление Сибирского тракта на территории Тобольской губернии несколько раз менялось — тракт «сползал» к югу, становился короче; выпрямлялся, проходил через более населенные места губернии.

ЮЖНЕЕ, ЮЖНЕЕ…

В 1759 г. тракт проложили через села Голопутово и Абатское на города Тюкалинск и Омск, минуя и Викулово, и трудный Аевский волок через болота. Тракт сократился на 150 верст. В 1838 г. его еще более выпрямили. Он уже обходил губернский город Тобольск и был проложен от Тюмени через Ялуторовск, Ишим, Абатское и далее на Омск. Путь от Тюмени до Ишима сократился на 228 верст. Эта дорога тоже была давно наезжена еще с XVII века, но была проселочной, не официальной и не обустроенной.

При императрице Екатерине II российские тракты, в том числе и Сибирский, было велено обсадить березами — наиболее распространенным в России деревом. Посадку и уход за ними также возложили на крестьян притрактовых сел и деревень, они обязаны были их поливать, оберегать от поломок, подсаживать новые деревья на место погибших. За умышленную порчу посадок полагались суровые наказания. Посадки защищали тракт от снежных заносов зимой, не давали возможности в зимнюю непогоду сбиться с пути: тракт пролегал между двух полос деревьев, ограничивая маневры движения.

В разное время и в разных местах для крестьян дорожная натуральная повинность заменялась денежной: с каждой мужской «души» брали обычно 40 копеек (в то время существенная сумма), деньги выдавались дорожному подрядчику, который сам нанимал работников на ремонт тракта.

Продолжение следует.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта