Хрустальная туфелька для тарифов
После заседания городской Думы, на котором депутаты приняли предложенный правительством области новый предельный размер роста тарифов на ЖКУ -17%, в редакцию стали звонить рассерженные горожане: «Неужели нельзя было найти другие решения?»
Еще раньше в городском совете ветеранов попытались найти ответ на этот вопрос -пригласили в гости заместителя губернатора, директора областного департамента ЖКХ Вячеслава Вахрина. Там же вспомнили, что когда-то строительство инженерных сетей в стране велось за бюджетные деньги…
Как пояснил заместитель губернатора области, субсидирование этих затрат за счет кошелька граждан было и тогда, просто в советские времена об этом не говорили. Сейчас структуру тарифов раскрывают. В том числе не является тайной и наличие в них так называемой инвестиционной надбавки. Ресурсоснабжающие предприятия включают ее в тариф, когда берутся за модернизацию сетей. Такая добавка, возможно, является спорной, и в некоторых регионах от нее отказываются. Но на какие средства тогда менять сотни километров старых труб и модернизировать оборудование? Ни в каком бюджете на это денег не хватит.
Государство, по словам Вячеслава Вахрина, пыталось балансировать между двух огней: потребностью в развитии инженерной инфраструктуры и необходимостью социальной защиты населения. Двух векторов практически разнонаправленных. Один требует больших затрат, другой — наоборот — низких цен. Так для ограничения платы за жилищно-коммунальные услуги были приняты механизмы политического сдерживания и предельного роста тарифов.
Искусственные «корсеты» держали всю конструкцию в форме, но это не означает, что ее не распирает изнутри: разницу между необходимой суммой и получаемой приходилось компенсировать из региональной казны. Как долго можно было закрывать глаза на такое «интересное положение»? Тем более, что объемы финансирования из областного бюджета росли чуть ли не в геометрической прогрессии: 50 миллионов рублей… 300 миллионов рублей, на следующий год они выльются уже в 1,2 миллиарда рублей. А тут еще санкции, падение цен на нефть, экономический кризис.
Ситуация сложилась примерно та же, что и с тарифами на проезд в общественном транспорте. Разница между реальными затратами перевозчиков и тем, сколько мы платим, стала слишком большой и угрожающей жизнеспособности автотранспортных предприятий. И плата за проезд выросла. То же и с коммунальными платежами. Пришлось искать пути снижения бюджетных затрат — поднимать планку предельного роста тарифов до 17 процентов.
Шаг был необходим, чтобы предотвратить неизбежный коллапс, практически коммунальный дефолт, при котором, по словам Вахрина, горожанам одномоментно пришлось бы выплачивать огромные суммы за коммунальные платежи. Невозможно танцевать на балу даже в самой хорошенькой хрустальной туфельке, если она безнадежно мала.
В целом предложенный правительством области компромисс Вахрин назвал одной из лучших практик в стране.
***
фото: Серьезный разговор о тарифах;Выступает Вячеслав Вахрин.