X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

«Портрет», нарисованным Гоголем

Спектакль «Портрет» по повести Николая Гоголя в молодежном театре «Ангажемент» имени Виктора Загоруйко запланировали еще летом, до официального открытия сезона.

— Пора возвращаться к классике, — сказал тогда художественный руководитель театра Леонид Окунев. И он прав: в прошлом сезоне в театре давали исключительно пьесы современных драматургов. А Гоголь — это вариант беспроигрышный, как для самих артистов, так и для публики. К тому же актера и режиссера театра Дениса Юдина грантом поддержал Союз театральных деятелей России.

Прошло четыре месяца, и «Ангажемент» дарит зрителям первую в этом году большую премьеру. Над «Портретом» работал почти весь коллектив. Денис Юдин не в первый раз примерил на себя роль режиссера (обычно она ему удается, кстати). Другой актер театра, заслуженный артист РФ Юрий Пронин написал инсценировку гоголевской повести, он пробует свои силы в драматургии. В качестве партнера, соавтора, во многом определившего атмосферу спектакля, особенно в первой части, Юдин пригласил театрального художника Елену Демидову, работающую то в родном Улан-Удэ, то в Москве или Санкт-Петербурге. Денис рассказал, что давно хотел поработать с Еленой. Ему нравится ее умение ухватить основную идею спектакля и выразить ее минимальными средствами. В спектакле практически не используются декорации, все самое важное о героях и атмосфере истории говорят костюмы.

После того, как и костюмы, и инсценировка были готовы, обозначилась и основная идея постановки: «История художника Чарткова в сценической версии «Ангажемента» — мистический рассказ о предательстве души, разрушающем воздействии зла и об ответственности художника перед людьми».

В инсценировке, по мнению Дениса Юдина, удалось сохранить основную идею и драматургические моменты гоголевской пьесы. Сам же «Портрет», считают в театре, актуален для всех представителей творческих профессий.

— Мне самому постоянно приходится решать ту дилемму, что стоит перед художником Чартковым, вокруг столько искушений, -говорит Юдин.

Итак, со сцены нам рассказывают вполне сказочную (как это у Николая Васильевича принято) историю о молодом художнике Чарткове (актер Денис Рекало), который покупает на ярмарке портрет некоего азиата с пронзительно выписанными глазами. Чартков беден, ему нечем заплатить за проживание в комнате. Ночью ему снится, будто азиат сходит с портрета, садится у постели Чарткова и пересчитывает деньги. А утром художник находит в комнате тысячу червонцев. Дальше — все, пропал живописец: оделся гоголем, стал вхож в богатые дома, мазюкал бесчисленные довольно дрянные портреты, но при этом считался модным автором. Пока не увидел картину, присланную его старым другом из-за границы, и не понял всей глубины своего падения. Ну, и так далее…

Спектакль же скроен из нескольких разных по темпу, визуальному стилю и настроению частей. Краткий пролог представляет ярмарку и народных персонажей — пестрые костюмы, шумные характеры.

В начале первой и во второй части действие разворачивается в мире бедного художника. Герои здесь одеты неброско, однако плащи и жилеты сделаны весьма тщательно, изобретательно — они выглядят потертыми и поношенными, но не лишенными изящества.

Однако в той части постановки, где Чартков пробивается в высший свет, вся сцена за счет костюмов становится аляповатой. Малопривлекателен этот высший свет и у Гоголя, и у «Ангажемента».

Резко контрастирует с нею заключительная часть постановки. За нее режиссер Юдин переживал больше всего, полагая, что зрителям придется немало потрудиться, чтобы вникнуть в суть событий и по достоинству оценить финал. И правда, в финале нет никакого буйства красок от художника, ни занятных коленец от хореографа. Актеры фактически читают текст Гоголя безо всяких хитростей. Но действие ничуть не утомляет: повествование разворачивается без ужимок, длится и завершается тоже очень по-гоголевски.

Без чуди и жути тоже не обошлось, причем решили ее изящно: выпустили на сцену ростовщика, изображенного на портрете азиата (играет актриса Альбина Захаренко). У него черная бородка и черные же без белков глаза -вполне гоголевская мистика. Вполне «Портрет». И всем наука заодно: не в деньгах счастье.

***
фото: Денис Рекало.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта