X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Тучи над школьным образованием

Профессор Тюменского госуниверситета Владимир Загвязинский опубликовал книгу под названием «Наступит ли эпоха Возрождения?» На обложке изображен зеленый росток, пробивающийся сквозь каменистую почву. Он тянется не только к солнцу, но и к стопке книг — символу знаний. Вот только горизонт затянут тучами…

В книге говорится о стратегии инновационного развития российского образования. По мнению профессора Загвязинского, несмотря на немалое количество того хорошего, что делается в этом отношении, проблем еще предостаточно. Своими наблюдениями Владимир Загвязинский поделился с «Тюменским курьером».

Как внедрение новых стандартов в сфере образования повлияло на качество подготовки школьников?

— К сожалению, далеко не все, что прописано в законах и прочих нормативных документах, работает именно так, как оно прописано. В документах все умно и логично. В выступлениях президента и премьера — тоже все правильно. Но с первых мест в мире наше образование опустилось на 40-е!

Во времена СССР часть наших педагогических методик брали в качестве примера развитые страны. В Америке в журнале «Time» в 1961 году опубликовали статью профессора Артера Трейса-младшего под названием «Что знает Ваня, и не знает Джонни». В ней ученый сравнивает советские учебники по гуманитарным предметам с учебниками США и приходит к выводу, что этими дисциплинами в американских школах «преступным образом пренебрегают», в то время как русские дети «получают гораздо более глубокие знания».

Теперь качество образования в России упало. Мы еще можем собрать команду, отправить ее на олимпиаду и неплохо выступить, но общий уровень — это совсем другое. Сам-то объем знаний-то у наших детей неплохой, а вот умение их применять на практике и использовать при этом творческий подход. То, что нужно для жизни и для профессии, у нас хромает.

Я могу долго говорить о недостатках, но выделю два. Во-первых, программа по-прежнему нацелена в первую очередь на обучение, а не на воспитание. Вместо воспитания сплошные лозунги: «Патриотизм!», «Нужно чтить флаг и герб!» Конечно, это важно, но касается лишь внешней стороны дела. Можно бить себя в грудь, мол, я патриот. Петь гимн, размахивая флагом, и в то же время плевать на пол, обижать девушек и писать на стенах матерные слова с ошибками. Дальше — хуже: воровать, насиловать, убивать. И плохо работать. Что такое коррупция, как некачественное выполнение своих обязанностей?

Во-вторых, ЕГЭ. Просто удивительно, как от компьютеризации, хорошего и полезного дела, мы умудрились взять самое плохое — кнопочное мышление. Новые поколения выпускников заточены только на получение готовых ответов. Однако мало просто иметь информацию, она должна превратиться в знание, а знание — в убеждения, в отношение, в чувство, в идеалы. Это очень сложный процесс. Получается, что мы компьютеры используем не для развития, а, наоборот, для оглупления. ЕГЭ не учит человека рассуждать, развивать умственные способности, воображение и смысловую память.

Какие проблемы стоят перед современными российскими педагогами?

— Когда-то профессию учителя сравнивали по интенсивности морального напряжения с профессиями пожарных и подводных ныряльщиков. И теперь, поверьте, учителям не проще. Раньше ставка была 18 часов, а теперь — почти 24, при том, что учителя ведут кто полторы, кто две ставки. Это колоссальная нагрузка! Более того, педагогам теперь добавляют всевозможные дополнительные обязанности: не только организацию экскурсий и классное руководство, но и ответственность за кабинеты, противопожарную безопасность и черт знает что еще.

Школа превратилась в место, где дети мешают учителям писать отчеты, составлять планы и программы — загруженность бюрократической работой невероятная! В итоге учителя перестали писать диссертации, а ведь раньше лучшие диссертации получались именно у практикующих педагогов. Сегодня у них даже нет времени, чтобы качественно подготовиться к уроку, где уж там вести индивидуальные занятия с учениками. Я не понимаю, как они тетради-то успевают проверять.

Кроме того, нужно честно признаться, что дурное влияние так называемого «двойного негативного отбора» сохраняется по сей день. Не так давно в педвузы шли лишь те выпускники, которые не смогли поступить на более популярную специальность — менеджмент, юриспруденцию или экономику. Но даже среди тех, кто закончил педагогический факультет, учителями начинали работать самые неуспешные. Те, кому не удалось пристроиться в бизнес или же найти другую более-менее подходящую работу. Этих людей, не являющихся педагогами по призванию, в школах и сейчас немало.

Между школой и высшими или средними учебными заведениями должна существовать взаимосвязь, в частности, в плане профориентации. Как обстоят дела с этим?

— Конечно, между школой и вузом или техникумом должна быть преемственность. Более того, должно быть некое планирование, в котором обязательно принимает участие государство. Например, в Тюмени начали строить детские сады — это прекрасно. А кто в этих садах будет работать, когда у нас нехватка педагогов дошкольного образования? Риски предвидеть не то не умеют, не то не хотят.

Когда готовили воспитателей, на перепрофилирование пришли те же экономисты, юристы и менеджеры, которых переизбыток. Это, кстати, подтверждение того, что родители выпускников тоже не хотят заглядывать вперед. В 90-х годах сильно упал, а в двухтысячных опять поднялся престиж высшего образования. Как говорится, ученым можешь ты не быть, но кандидатом быть обязан. Очевидно, что высшее образование нужно далеко не каждому, но родители тащат деньги и не жалеют сил, лишь бы пристроить чадо в вуз.

Зато начальное профессиональное образование практически ликвидировано. Отчасти родителей можно понять, во многих ПТУ и лицеях сейчас среда, на мой взгляд, потенциально криминальная. Некоторые родители, даже видя в ребенке явные склонности к тому, чтобы работать руками, не отдают его в техникум — боятся, мало ли с кем он там свяжется.

Как бы учителя на открытых уроках ни расписывали прелести рабочих профессий, жизнь и практика учат эффективнее, чем лозунги и агитация. Когда-то мой дед был единственным часовых дел мастером в городе Красноуфимске и пользовался огромным уважением земляков. У него был хороший дом. К нему приходили люди, разговаривали с ним уважительно и просили починить часы. Он не думал ни о каком высшем образовании.

Так что единственный, на мой взгляд, способ сделать престижными рабочие специальности — начать платить работникам по-настоящему достойную зарплату. Нужно каким-то образом изменить социальную сторону проблемы и тогда можно решать проблемы образования: открывать новые техникумы и лицеи, в которых появится конкуренция.

***
фото: Владимир Загвязинский.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта