X

  • 27 Август
  • 2024 года
  • № 92
  • 5591

Как заставить любить читать?

«Я давеча сходила на родительское собрание. Трали-вали, Вася то, Дуся это, а Егор единственный, к кому нет претензий по русскому языку и чтению. Все родители дружно на меня оборачиваются. А я краснею и испытываю какое-то первобытное желание оправдываться. Мол, да, такой он у меня уродился, читать любит. Все люди, как люди, а мой вот…

После собрания родители берут меня в клещи, зажимают в угол и вопрошают:

— А как вы его заставили любить читать?

И тут я понимаю, что это кирдык. Тетеньки ждут от меня подробный мастер-класс на тему «Как я заставила сына любить книги», готовясь ужасаться драконовским методам… Как им объяснить, что нельзя человека ЗАСТАВИТЬ любить? Неважно что, книги или цветную капусту. Они же не поймут: мой сын любит читать, значит, у меня получилось его заставить».

… Эту историю, мигом облетевшую Интернет, некоторое время назад опубликовала в «Живом Журнале» молодая мама Наталия Самборская. Чем все закончилось? Тетеньки ужасаются отсутствию в семье Самборских телевизора, не верят, что при свободном доступе к компьютеру маленький мальчик может добровольно выбрать книгу, «потому, что она интереснее». Диалог завершается феерически:

«- А что он у вас сейчас читает?

— Кассиля. Льва…

— Это вроде очередного Гарри Поттера? Ну, там, «Лев Касель и Какая-нибудь Комната»?

— Эм. Что-то вроде, только времен Октябрьской Революции…

— И все-таки, как вы его заставили любить читать?

— Ну, вот вы любите читать?

— А мне уже не надо. Я школу закончила, свое отчитала!»

… К чему я пересказываю смешной и грустный рассказ из ЖЖ Наталии Самборской? На днях глава администрации города Александр Моор обратился к горожанам на порталах «ТвоЯ Тюмень» и «Тюмень — наш дом». Он призвал взрослых подумать над тем, как воспитать у детей интерес к чтению, разработать план действий и реализовать его. Горожане предлагали разное: от мотивации через конфеты и карманные деньги до сети книжных магазинов шаговой доступности. А я, задумавшись над темой, вспомнила про Кассиля и тайную комнату. И про то, что меня никто и никогда не «заставлял любить читать».

Напротив, сгоняли с дивана, велели отложить книгу и идти на кухню мыть кружку или на улицу — гулять, потому что «у тебя бледный вид». Зато в нашем доме читали все и всегда. Когда я была крошкой, дедушка читал мне вслух все от утренних газет до стихов Заболоцкого. Папа, рассказывая вечерами сказки, игнорировал колобков и спящих красавиц, на ходу составляя истории из того, что сам прочитал в жизни. И всегда я была окружена ненавязчивым, но вездесущим культом книги. Я читала, потому что читали все, кого я полагала примером для подражания: обезьянка видит — обезьянка делает. А затем пришли интерес и любовь.

Конечно, в школах учителя русского языка и литературы готовы завязаться узлом, чтобы хоть один из учеников заинтересовался заданным произведением и открыл книгу. Иногда у них получается. Но даже профессионалам своего дела приходится признать — без участия родителей любовь к чтению почти не приживается в душах современных детей.

— В моих классах есть ученики, которые любят читать, — говорит Светлана Даньшина, педагог гимназии N 49. — Они хорошо пишут и могут связно изложить свои мысли в устной речи. Они могут принести книгу и спросить меня: «А вы читали?» Или спрятать книгу под партой, читая на уроке литературы не то, что задано. Но таких ребят — одна треть. У остальных другие интересы.

— В моем классе когда-то учился сын нашего преподавателя информатики, — вспоминает коллега Даньшиной Наталья Цедрик. -В сочинении «Моя любимая книга» он написал про «Лето господне» Ивана Шмелева. Я и сама-то это произведение с трудом прочитала, а он с таким восторгом пишет! На вопрос: «Почему ты вообще решил эту книгу прочитать?» он ответил, что читал вместе с родителями — вслух, по очереди. И рассказал, что дома у них так заведено, своего рода литературные вечера. Я была поражена.

— Важность семьи в отношении культурного развития ребенка сложно переоценить, — подводит итог Татьяна Бухарова, заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе. — Мы организуем литературные кружки, поэтические вечера и театральные студии, но ходят в них преимущественно те же ребята из «одной трети» читающих. Порой удается привлечь и учеников, литературой раньше не интересовавшихся, но не так много, как хотелось бы. Понятно, что родители работают, устают. Но можно же начать с малого? Перестать дома ругаться бранными словами, например. И хоть иногда брать в руки книгу, а потом обсуждать прочитанное с ребенком. Мы, учителя, и по своим собственным детям видим, как это важно, находить время на общение, на обмен мыслями и мнениями. Конечно, бывают ломоносовы, от рождения тяготеющие к чтению, знаниям и культуре. Но можно ли пассивно надеяться, что ваш ребенок — именно такой или стоит все же приложить немного усилий?

Не будет толку от криков и ругани, из-под палки любовь к чтению не прививается. Родителям нужно начинать с себя. Может быть, один литературный вечер откроет новое времяпрепровождение для вашей семьи, которое окажется лучше телевизора. Для всех лучше.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта