Может ли минус давать плюс?
В январе в магазинах всегда затишье. Но так ли все спокойно на ценовом фронте? Насколько кусаются послепраздничные цены?
Мониторинг цен на социально значимую группу товаров в областном управлении лицензирования и регулирования потребительского рынка начали проводить в августе прошлого года, после введения европейских экономических санкций. Но накануне новогодних праздников на повышение цен повлияли еще и внутренние факторы.
Накануне 31 декабря, как известно, все ходят за покупками, и в этих рейдах по магазинам приобретают не только продукты первой необходимости, но и те, на которые еще месяц назад либо совсем не смотрели, либо только пробегали глазами из любопытства. Без чего-то вкусненького — экзотичного и деликатесного — многие и не представляют себе долгие зимние застолья. На повышенный покупательский спрос немедленно отреагировали и цены. Как очевидно, в сторону увеличения. Насколько эти скачки были обоснованы, и что стало с ценами, когда ажиотаж спал?
С 9 января в управлении лицензирования и регулирования потребительского рынка начался второй этап мониторинга цен, в который включили проверки 14 торговых сетей по 160 наименованиям товаров. В список попали, в том числе, и супермаркеты «Лента». Начать решили с нового торгового центра, расположенного по улице Республики, 291.
Еще в декабре прошлого года было принято постановление правительства Тюменской области о том, что торговая наценка на социально значимые товары не должна превышать 15 процентов. По словам Антона Машукова, заместителя начальника управления лицензирования и регулирования потребительского рынка, проверки, проведенные по горячим следам, показали, что торговые сети и до принятия этого документа, и после в большинстве случаев держались в этих рамках. Более того, некоторые вышли после праздников с минусовой наценкой, то есть реализовывали отдельные группы товаров по ценам ниже закупочных.
— Бананы, например, у нас почти всегда в минусе, — сказал Александр Мастерских, директор магазина «Лента-94». — Мы закупаем их по цене свыше ста рублей за килограмм, а продаем чуть ниже шестидесяти. Просто мы должны ориентироваться на своих конкурентов.
Формирование цены на товар вообще вещь хитрая и, по словам Машукова, зависит от многих факторов. В частности, от закупочных цен. На них сейчас и обращают особое внимание специалисты управления при проверках. Понятно, что если закупочная цена на товар повысилась, скажем, со 100 рублей до 150, то и цена реализации вырастет. Осталось только разобраться — почему и там гонят волну, откуда ее не ждали. По крайней мере, покупатели.
Например, многих удивило подорожание овощей. По свидетельствам горожан, накануне Нового года цены на огурцы кое-где взлетели до немыслимых 500 рублей за килограмм. Резкий скачок зафиксирован и по свежей капусте.
В отношении этих продуктов, считает Антон Машуков, все более-менее понятно. Для овощной продукции характерны так называемые качели. Накануне сбора урожая цены достигают максимума, потом, когда хранилища полны, — минимума, а через пару месяцев их снова бросает в сторону повышения. Это объясняется затратами на хранение продукции. В том числе и выращенной на тюменских полях. Например, капусты. По самым скромным подсчетам ее цена с сентября выросла в два раза. В «Ленте», например, на ценниках написано: 34 рубля. Правда, для держателей дисконтных карт магазина цена снижена почти на 13 рублей.
Особая история — с помидорами и огурцами. Несмотря на то, что эти овощи растут на всех дачных участках, в сетевых магазинах они преимущественно привозные и импортные. Поэтому зимой становятся почти золотыми. Местными огурцами тюменских покупателей планируют обеспечить теплицы, которые недавно введены в строй в Нариманово, но пока поставок в «Ленту» оттуда еще не было.
Продукция местных товаропроизводителей, по словам Александра Мастерских, последнее время становится хитом продаж. И это заметно по многим группам товаров, в том числе социально значимых. Хотя поставщиков существенно больше не становится. В декабре появился только один новый — Тобольский молочный комбинат. Тобольское молоко уже есть на тюменских полках, и пока оно в «Ленте» самое дешевое — 29 рублей за литр.
К сожалению, не всегда местное означает самое дешевое. Конечно, покупателям этого очень хотелось бы. Но, считает Машуков, только на дешевизну товара не стоит ориентироваться. Лучше все-таки искать оптимальное соотношение цены и качества. И по второму показателю тюменское часто превосходит своих конкурентов хотя бы уже потому, что на наших предприятиях используется топовое, современное оборудование. Так что минус в цене не всегда дает плюс покупателю.
***
фото: В овощном отделе покупатели изучают цены;Антон Машуков;А сколько стоит наше — тюменское?