Толще баран — солиднее жених
Кажется странным для молодой девушки идти выбирать себе жениха в темный овечий хлев. Однако чуваши говорят, что это верный способ выяснить, каким будет будущий муж: блондин или брюнет, крупный или субтильный, трудолюбивый или ленивый…
Предсказать себе жениха таким необычным способом можно во время старинного народного праздника Сурхури, который длится с Рождества по Крещение.
Дословно название этого праздника переводится с чувашского как «баранья нога». Потому что одним из главных обрядов этой недели является девичье гадание, когда потенциальные невесты ловят в темном хлеву баранов за ноги, вытаскивают их на свет и рассматривают: какого цвета, здоровы ли, спесивы или покладисты… Впрочем, иная девушка и вовсе может остаться без улова — это значит, что в наступившем году она замуж не выйдет. Пусть еще радуется, что баран ее не лягнул или не боднул.
Старинные традиции вспоминали в субботу в Доме национальных культур «Строитель», куда съехались чуваши из многих районов области.
— С каждым годом на национальные праздники собирается все больше людей, — поделилась наблюдением президент областной ассоциации чувашей «Таван» Ираида Маслова. — Сегодня, например, мы даже не ожидали такого количества гостей. Многие нашли возможность приехать из отдаленных деревень и сел.
К слову, именно в сельской местности Сурхури до сих пор отмечается по всем правилам: с гаданиями и колядками.
— Все колядочные песни — обязательно со смыслом, — рассказывает Ираида Николаевна. — Для радушных хозяев, которые вынесли колядующим щедрое угощение, поются восхваляющие песни с добрыми пожеланиями: чтобы в их доме все были здоровы, урожай в этом году уродился обильный, скотина дала большой приплод. А тех, кто скупится, высмеивают. Хотя и беззлобно — шутки ради.
Но есть и другие способы проучить скупых соседей, которые не вынесли детям конфеты и сладкие колобки из теста с картошкой или из творога (главное угощение на Сурхури). Например, залить порог их дома водой и забросать снегом, чтобы нельзя было открыть дверь.
Галина Иванова -солистка народного ансамбля «Илемпи» из Ярковского района -признается, что в детстве пару раз сама проделывала подобное вместе с одноклассниками. Да и в ее доме дверь тоже замораживали, а однажды воткнули в печную трубу елку. Было это в Чувашии, где Галина Ильинична родилась и прожила до 15 лет. Потом она переехала в Тюменскую область к дяде с тетей, но и здесь жила в деревне, где чтили и соблюдали национальные традиции — среди соседей было много чувашей. Поэтому колядовать и гадать девушка не бросила. В один из Сурхури и нагадала себе жениха: с помощью иголки, опущенной в ковшик с водой.
— Правда, имя не точно разобрала. Мне показалось, что иголка говорит Гриша, а замуж я вышла за Мишу, — смеется моя собеседница. — Но это не беда!
Солистка другого ансамбля -«Щалдарзем» — Анастасия Анисимова имя своего жениха предсказала буква в букву. Как-то во время Сурхури положила на ночь под подушку бумажки с разными именами, а потом вытащила одну из них, на которой было написано «Николай».
— Я еще и валенок бросала через забор, — рассказывает Анастасия. — Это было в селе Канаш Нижнетавдинского района, откуда я родом. Так вот валенок всегда носом в сторону Тюмени падал, здесь я и познакомилась с будущим мужем. А поженились мы именно в тот год, когда я обняла четное количество реек забора-штакетника. Это тоже гадание такое: раскидываешь руки, а потом считаешь, сколько реек в объятия попало. Нечетное количество — не выйдешь в этом году замуж, четное -выйдешь. Если честно, не у всех моих знакомых предсказания сбывались, но весело и интересно во время гадания было всем!
Весело было и тем, кто пришел на Сурхури в «Строитель»: на небольшой сцене здесь восстановили хронологию старинного и любимого многими чувашами праздника.
***
фото: Молодое поколение поддерживает традиции своих предков;Еще одна солистка ансамбля «Щалдарзем» Ольга Дмитриева;Ольга Кириллова с пирогом в честь Сурхури;Участники праздника.