X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Они привыкли к военному строю

Большинство горожан видит ветеранов Великой Отечественной войны на параде 9 Мая. Умиляется тому, как пожилые люди, прошедшие адовы круги войны, идут колонной. Многие из них отказываются ехать в машинах: я еще сам хожу, я могу, говорят.

Но не все знают о том, что подготовка к большому празднику -а в этом году грядет 70-летие Победы — началась задолго до заветного дня, еще в 2013 году. И заключается она далеко не только в организации колонны ветеранов, в музыке и флагах.

Об этом мы говорим с Германом Борисовичем Смирновым, председателем городского совета ветеранов.

— Знаете, Василий Прокопьевич Малков, прежний председатель совета, недавно ушедший от нас, говорил, что одна из основных наших задач — создать условия, чтобы ветераны могли встретить День Победы. Сделать так, чтобы они его увидели. Этим мы и занимаемся.

Руководством к действию явился план, который в декабре 2013 года был утвержден распоряжением губернатора. План уместил в себе три больших блока: улучшение социально-экономических условий жизни ветеранов Великой Отечественной войны, а также членов семей погибших и умерших военнослужащих в годы войны; памятно-мемориальные и мероприятия патриотической направленности; информационно-пропагандистские и культурно-массовые… Исполнители этих разделов — соответствующие департаменты города и области, а совет ветеранов нигде не упоминается в исполнителях. Наше участие — это само собой, мы идем в одной упряжке.

Здравоохранение — на одной из первых позиций?

— Здоровье ветеранов — главная наша забота. Есть проблемы оказания медицинской помощи. Ведь самым молодым участникам войны по 89-90 лет. Этот возраст требует особого медицинского подхода, вплоть до ежедневного сопровождения. Им необходима высокотехнологическая помощь. А мы должны вовремя выявить потребность в медицинской помощи, следить, чтобы ветераны проходили обследования. И если медицина вдруг не доходит до них, подстегнуть ее.

Кроме того, очень важна профилактика. В прошлом году совет отправил на профилактическое лечение в санатории 580 человек. Немалая цифра. Нынче, правда, будет поменьше, но эта работа ведется.

С департаментом здравоохранения мы постоянно поддерживаем связь. Они присылают нам отчеты. Например, о том, что при поликлиниках работают школы активного долголетия: указаны даты и время занятий, тематика встреч.

А ветераны ходят в эти школы?

— Мне тоже интересно. Я запросил у департамента и эту информацию. Потому что план красивый и всеобъемлющий, касается и питания пожилых людей, и физиологических особенностей возраста, и профилактики ОРВИ и гриппа, и многого другого… Будем контролировать: надо это нашим ветеранам или нет.

У нас есть одинокие ветераны, у которых нет детей и внуков?

— Конечно. Я больше скажу: при внуках и детях есть одинокие ветераны. Это тоже проблема нынешнего времени — некоторые дети и внуки не выполняют своих обязанностей по уходу за пожилым родителем. Старики к нам приходят с этим.

Как можно помочь?

— Мы стараемся. В каждом совете ветеранов есть комиссии по социально-бытовым вопросам, которые работают на общественных началах. Активисты выезжают к ветеранам, информируют нас, мы стараемся найти приемлемое решение проблемы. Вообще, для одиноких пожилых людей существуют социальные работники, которые за ними закрепляются. Они помогают по хозяйству: делают уборку, готовят — в зависимости от того, в каком ветеран состоянии и что может делать сам. Категория одиночек на особом учете, конечно.

Госпиталь для ветеранов работает?

— Да, мы как раз сейчас запросили у департамента здравоохранения данные об итогах работы госпиталя за год: сколько ветеранов через него прошло. А заодно: скольким ветеранам в прошлом году была оказана помощь в приобретении технических средств реабилитации, например, слуховых аппаратов? Но вообще-то о проблемах мы и так знаем, ведь ветераны идут к нам со своими трудностями. Вот приходил один и жаловался, что полгода не может получить слуховой аппарат. Мы начали звонить в инстанции, чтобы ускорить процесс. К счастью, они к нам прислушиваются. Но если разговоры не помогают, готовлю официальное письмо.

А бытовые проблемы?

— Есть. Нередко ветераны обращаются с жалобами на холод в квартирах. Управляющие компании на такое не всегда реагируют, ведь для них участник войны -это собственник квартиры, не более. Вот мы и подключаемся, и есть примеры, когда нам удавалось найти общий язык с управляющими компаниями. Правда, иногда приходится руководство УК, грубо говоря, добивать, чтобы дело сдвинулось с мертвой точки. Например, в доме N 71 на Хохрякова у ветерана в угловой квартире температура всего 16 градусов. Это же не температура! Добились, чтобы подрядная организация увеличила количество секций батареи. Но сначала они просили у него 20 тысяч рублей. Пришлось убеждать, что пора уже делать подарки ветеранам к 70-летию Победы!

На решение каких проблем направлены деньги счета «Победа»?

— Он формируется за счет благотворительных поступлений. Администрация города, совет ветеранов ежегодно обращаются к предпринимателям, просят по возможности перечислить средства в помощь ветеранам. В прошлом году мы оказали помощь на деньги этого фонда двумстам ветеранам на сумму более двух миллионов. Они потрачены на приобретение бытовой техники и мебели для участников войны, инвалидов войны, несовершеннолетних узников фашистских лагерей и жителей блокадного Ленинграда.

Если от частного перейти к общему: что готовит город к семидесятому Дню Победы?

— Совет ветеранов в преддверии праздника обратился с письмом к главе администрации города Александру Моору, в котором предложил реконструировать мемориал Славы на Исторической площади. Речь идет о барельефе. В декабре прошлого года состоялся координационный совет, где тюменские архитекторы и директор Екатеринбургского художественного фонда Сергей Титлинов представили свои варианты реконструкции. Наши архитекторы предложили перекрасить барельеф и, условно говоря, подштопать его. Титлинов готов целиком его заменить. Моор предложил мне тогда высказаться, но я не мог говорить от имени всех ветеранов, поэтому предложил поехать в художественный фонд и посмотреть на него в натуральную величину — он выполнен там из глины. И мы поехали вместе с департаментом культуры и двумя ветеранами.

У многих сложное отношение к замене барельефа, который, как ни крути, — памятник истории…

— Я сомневался, пока не увидел, что предлагает Екатеринбургский фонд. Меня подкупило то, с какой тщательностью и вниманием они подошли к его созданию. Там, например, есть лица, прототипами которых являлись реальные люди, наши земляки. Есть там мальчик, который стоит на ящике у токарного станка на одном из наших заводов во время войны. На ящике — потому что он еще маленький, до станка не дотянуться. Титлинов сказал, что это тюменский токарь Степанов, который впоследствии стал известным токарем судостроительного завода. И вообще, на этом барельефе — вся история войны. Учителям истории можно приводить к нему детей и проводить уроки. Не знаю, утвердили ли его, но отзывы — положительные.

Кроме этого, готовится большая акция «Виват, Россия!» под эгидой департамента по спорту и молодежной политике. Это крупные мероприятия, которые без участников войны не обойдутся.

Есть идея каждого ветерана в преддверии праздника отдельно поздравить с 70-летием Победы. Каждого наградить юбилейной медалью 70 лет Победы — это около семи тысяч медалей, которые будут вручать управы. Словом, идет большая подготовка.

***
фото: Барельеф на Исторической площади сегодня.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта