Педагогика против вызовов и угроз
Какую стратегию должно выбрать отечественное образование? К чему стремиться? Чего опасаться? Об этом шел разговор в «школе современного руководителя», которую организовали в ТОГИРРО.
Все происходящее в сфере образования связано с тем, что происходит вокруг — с событиями историческими, политическими, экономическими. Но насколько эта зависимость определяет условия жизни в каждой конкретной школе? Ольга Ройтблат, ректор Тюменского областного государственного института развития регионального образования, открывая педагогический форум, сразу расставила акценты: «Все зависит от руководителя». От того, какую он выберет стратегию и тактику для образовательного учреждения.
О стратегии и тактике, которую в современных условиях должен выстроить для себя учитель, говорил на семинаре Евгений Ямбург, академик РАО, доктор педагогических наук, заслуженный учитель РФ. Темой его выступления стал новый профессиональный стандарт. Словосочетание это звучит странно и непонятно, особенно для тех, кто далек от педагогических технологий. Какой может быть стандарт, если каждый ребенок — уникален?
— Предлагаемые стандарты -система ответов на вызовы и угрозы, которые ставит перед нами время, — объяснял Евгений Александрович. — Надо трезво смотреть на вещи и называть их своими именами. В педагогике, как и в медицине, прежде чем назначать лечение, необходимо поставить диагноз.
Но чтобы написать в рецепте «Da tales doses», надо знать все компоненты, то есть понимать вызовы и угрозы XXI века, который, по мнению педагога, может стать пострашнее XX века с его с Холокостом и ГУЛАГом.
Таких угроз века, по словам Ямбурга, — 65. Их можно разделить на три группы: проблема генетической усталости, глобальные демографические сдвиги и нарастание межэтнических противоречий.
— Современная система образования требует от учащихся высоких результатов. А реальность какова? Порог естественного отбора современная цивилизация перешагнула. Женщине, чтобы почувствовать себя матерью, достаточно родить одного ребенка, и то ближе годам к 40. Медики научились выхаживать даже 500-граммовых детей. Каков итог? В школу с каждым годом приходит все более проблемный контингент учащихся. Что будет, если обрушить непомерную нагрузку на эти слабые тела и хилые мозги? Главными станут не учителя, а дефектологи.
В обществе происходят и серьезные межэтнические сдвиги. В Германии немцев скоро станет меньше, чем других национальностей. Та же ситуация и во Франции. Подбирается она и к России. Если нынешние тенденции сохранятся, то, по словам Ямбурга, к 2052 году в нашей стране представителей некоренных народов станет больше, чем русских. Следовательно, поменяется и этнопсихология. Русский язык в школах придется преподавать как иностранный.
На общемировые проблемы в развитии общества — этнические, демографические, религиозные накладывается еще и особый российский кризис. Он никак не связан с падением рубля, ограничением выезда за границу или санкциями. Ямбург определил его как «шкала ценностей разрушена в хлам». Главное превратилось во второстепенное, а второстепенное называют главным.
— Мы стали гордиться тем, сколько детей участвует в олимпиадах, как ученики сдают ЕГЭ, сколько среди них стобалльников, но совсем забыли, ради чего это, — говорил Ямбург. — Мы создаем оазисы, а остальное превращаем в пустыню. Хвастаемся высшими достижениями, а жить-то придется среди обычных людей — медсестер, полицейских.
Важнейшей задачей современного образования он считает профилактику ненависти и агрессии. Как это ни страшно звучит, речь идет о фашизации общества, о том, что коричневая чума, как микроб, живет в каждом из нас. Вопрос только в том, дадим ли мы ему развиться в болезнь, или выработаем иммунитет. Что победит -неприязнь или великодушие?
— Мы кругом строим баррикады и стены, а надо бы искать не то, что нас разъединяет, а то, что объединяет, — отметил педагог.
Новые профессиональные стандарты как точки отсчета, как новые зерна роста педагогам просто необходимы. Они рассчитаны на длительную перспективу, окончательное их внедрение планируется к 2018-2020 годам. Вся экономическая база создана: введены в строй новые детские сады и школы, сформирована современная материально-техническая база образовательных учреждений, педагогам повысили зарплаты, помогли решить квартирный вопрос. Хотя, считает Ямбург, такие условия необходимые, но недостаточные. Никакие реформы невозможны без головы учителя. Преобразования должны начинаться именно там. Ведь «если не знаешь, куда плыть, никакой попутный ветер не поможет».
***
фото: Евгений Ямбург.