Толстой в три приема
Лев Толстой. «Война и мир». «Лениздат», 1984 год.
Громадный для школьника двухтомник самого известного романа Льва Николаевича я так никогда и не осилила целиком. Зато, не в пример многим другим читателям, для которых «Война и мир» началась и почти сразу закончилась на первом же балу Наташи Ростовой, я прочла роман от начала до конца.
Правда, частями. В школе читала о том, что связано с миром. В студенчестве мои интересы, напротив, сдвинулись в сторону войны и фигур Кутузова и Наполеона. В третий раз перечитывала роман, выискивая из него те фрагменты, в которых был задействован Федор Долохов.
Уж не знаю, чем меня так привлек этот офицер Семеновского полка. Может, авантюризмом? В конце концов, это он любил развлекаться достаточно странным и порой жестоким способом. За один случай издевательства над квартальным был даже разжалован в солдаты. Но во время военных действий, как мы помним, вновь обрел чин офицера. Мне помнится, что Долохов — персонаж хоть и не главный, но зато умный, храбрый и хладнокровный человек. Он не боится смерти, слывет злым человеком, скрывает свою нежную любовь к матери. А на самом деле он не желает знать никого, кроме тех, кого действительно любит.
Ну, и разумеется, любовная линия: Долохов — любовник Элен. А еще он провоцирует Пьера на дуэль, нечестно обыгрывает в карты Николая Ростова, помогает Анатолю устроить побег с Наташей. Интересный человек, в общем. Такой, каких любят молодые девушки, которые, кстати, вырастая, предпочитают Пьера Безухова.
Между прочим, писатель Борис Акунин когда-то провел в своем Живом журнале опрос среди читательниц, спросив их о том, кого из литературных персонажей они охотнее взяли бы в мужья. Так вот умный, нудный, порядочный толстяк Пьер Безухов занял почетное первое место.
Теперь думаю: может, перечитать «Войну и мир» в четвертый раз? По традиции, кусками — про Пьера. В детстве и юности роман кажется больно неподъемным, не по возрасту. А теперь-то уж точно доросла.
***
фото: