X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Мастерство неподвластно кризисам

Есть в Тюмени малые предприятия, которым удалось преодолеть уже несколько экономических кризисов. В «Мастерской Мошкиных» знают секрет такой жизнестойкости.

Дело всей жизни к человеку иногда приходит замысловатыми путями. Андрей Мошкин, руководитель известной в Тюмени мастерской, которая занимается реставрацией и производством мебели, знает это по своему опыту. Ведь по образованию он не столяр и даже не мебельщик. Его учили материям более тонким — музыкальным. И свой профессиональный путь он начинал на сцене.

Поворотным моментом в его судьбе стал кризис начала 90-х. Когда в экономике сплошная какофония, классической музыкой семью не прокормишь. В такие времена даже творческие люди становятся практиками. Так в 1992 году на семейном совете возникла идея создания мастерской по ремонту и реставрации старой мебели. Возглавил ее отец — Владимир Андреевич Мошкин, художник и краснодеревщик. Любовь к дереву в этой семье передается по наследству. Отличным столяром и плотником слыл еще прадед Андрея Мошкина. Говорили, что обычным топором мог чудеса творить. Был бы кузнецом — блоху подковал, но у него был свой конек — филигранная деревянная резьба. Если б не кризис, может, Мошкины о дедовском ремесле и не вспомнили. А жизнь заставила -и открыли мастерскую.

Не сразу все пошло как по маслу. Чтобы отреставрировать шкаф, комод, стол или стул середины XIX или начала XX века, а тем более сделать мебель под старину, нужны мастера разных профилей — проектировщики, столяры, шлифовщики, монтажники. Необходимы знания в области истории, искусствоведения, дизайна. И просто — чувство меры и гармонии. Ни один архивный источник или современный каталог не даст однозначных ответов и рецептов.

Фальшь и непопадание в тон здесь ощущается так же остро, как и в музыке. Хотя, казалось бы, откуда может возникнуть это чувство? Советские люди жили и воспитывались среди бетонных коробок, господства прямых углов и декора, лишенного излишеств. По мнению Андрея Мошкина, эта жесткость без прикрас наложила свой отпечаток на психологию нескольких поколений. Ведь человек воспринимает мир через окружающие его предметы. Категоричность линий влияет на категоричность убеждений.

— Философия нашей работы заключается в том, чтобы создать вещь, которая не утрачивает своего изящества с любой точки созерцания, — говорит Андрей Владимирович. — Красота должна оставаться безукоризненной вне зависимости от того, смотрите вы на нее издали или разглядываете вблизи.

Добиться такого эффекта непросто. Но в том и кроется разгадка работы настоящего мастера — все компоненты известны, а результат -поражает. Если на одном предприятии собрать несколько таких специалистов, то, по мнению Мошкина, никакие экономические перепады не страшны.

Галя Безбородова

— Рецепт выживания в кризис предельно прост: надо производить продукцию такого качества, за которую люди будут платить с удовольствием, — говорит он. — Если вы предельно честны в своей работе и не обманываете надежды клиентов, то они к вам обязательно вернутся.

Самой большой проблемой для мастерской было найти мастеров, они во все времена — на вес золота. Мошкину приходилось искать по всей России. У него уже даже сложились определенные характеристики специалистов для разных регионов.

У городов, действительно, есть свои почерки и лица. Причем, решающим элементом часто становится не уровень образования, а творческая жилка, умение работать и постоянно учиться.

Один из ведущих столяров предприятия Анатолий Евдокимов, например, — самоучка. Родом он из деревни Перевалово. По образованию — агроном, окончил Тюменский сельскохозяйственный институт. Отслужил в армии, и вдруг потянуло его не к земле, а к дереву. За плечами были только школьные пятерки по черчению, геометрии и рисованию, зато отсутствие опыта на первых порах компенсировало огромное желание постичь этот материал.

— Дерево, — говорит Анатолий, -особенный материал, оно способно оживать под твоими руками, раскрываться и передавать эмоции. Те, кто хоть раз это почувствовал, — не смогут от него уйти.

Возможно, в этом кроется и особая магия старинной мебели. В мастерской уверены, что она хранит энергетику и тепло человека. Помимо эстетики и продуманной функциональности есть в ней и некий генетический код.

— Нам кажется важной тема наследия, — говорит Мошкин. -Хочется, чтобы в каждой семье были вещи, обладающие особой ценностью для всех поколений.

Недавно, например, к ним обратилась тюменка, которой от бабушки достался обычный комод. С виду — ничего особенного. Но женщина настаивала на том, что его надо отреставрировать. «Ведь это не просто вещь, — говорила она, -это память. Рядом с ним мне становится тепло».

Возвращать к жизни старинные деревянные вещи — кропотливая работа, поэтому в мастерской трудится много женщин. Именно на их долю выпадает самая тонкая отделка деталей, малейшие нюансы колеровки.

Галя Безбородова

— Я уже 10 лет на предприятии, а до сих пор учусь чувствовать цвет, — рассказывает маляр по дереву Наталья Быкова. — Художественной школы не заканчивала, зато всегда любила рисовать. Здесь я не пишу картин, но с кисточкой не расстаюсь. И когда все получается, когда вижу, что люди радуются, то и у меня душа поет.

Такое же поэтическое отношение к своему делу мы встретили и у шлифовальщицы Натальи Зарембо, и у столяра Константина Слинкина, и у программиста, оператора станка ЧПУ Федора Безрукова. Они говорили о запахе дерева, о бархате его поверхности…

— Мы уважаем итальянских мастеров, — говорит Андрей Мошкин. — Но считаем, что и наши -не хуже. Тюмень вполне может предложить на раскрученном мебельном рынке свое узнаваемое качество продукции и нестандартный подход. И это тоже один из рецептов выживания в кризис.

***
фото: Андрей Мошкин;Деревянная красота;Наталья Быкова.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта