Курица не любит антибиотиков
В редакцию «Тюменского курьера» позвонила читательница Ольга Кузьменко. Женщина пожаловалась, что с некоторых пор не решается покупать в магазинах курицу, ведь цыплят, которых выращивают на птицефабриках, «пичкают гормонами и антибиотиками», а это вредно для человека.
Длинноногая посиневшая тушка с полузакрытыми глазами и склоненной на бок головой, увенчанной пожухлым гребешком, — во времена Советского Союза курица была героиней анекдотов, ей давали прозвища вроде «балерина» или «француженка».
Прежде чем сварить хотя бы бульон, хозяйки засучивали рукава и долго приводили птицу в божеский вид: обжигали над газовой конфоркой, чтобы удалить оставшиеся перья. Затем разделывали тушку, тщательно промывали и уж только после погружали в кастрюлю, обрекая на многочасовое кипение. Впрочем, длительная варка помогала слабо — курица и после всех мытарств оставалась резиновой.
Нынешним кулинаркам эти проблемы неведомы. Но современные технологии выращивания кур действительно вызывают бурные споры, к которым особенно любит присоединяться желтая пресса, чьи авторы готовы городить любую чепуху, лишь бы привлечь аудиторию. Что может быть интересней заголовка: «Курица: яд на блюде»?
… Слухи о том, что кур пичкают гормонами (мол, от этого они быстро растут и набирают вес), легко укладываются в очередную теорию всемирного заговора. Но ветеринары, химики и биологи из местного управления Роспотребнадзора видят ситуацию под иным углом: во-первых, использование гормональных препаратов неэффективно — оно вовсе не ускоряет рост цыпленка. Во-вторых, у современных бройлеров на генетическом уровне заложены такие характеристики, что их рост находится на грани физиологических возможностей. Если стимулировать дальше, это может привести к болезням и даже гибели птицы.
Проверить легко: съездите в ближайшую деревню и попросите хозяйку, которая держит именно бройлеров, а не кур-несушек, показать птиц. Здоровенных пернатых хочется назвать крокодилами. А ведь селяне, которые выращивают птицу для своей семьи, вряд ли будут ускорять ее рост чем-то, кроме усиленного питания.
И в-третьих, вставляют свои пять копеек производители курятины, пичкать птиц гормонами — дело трудоемкое и недешевое, а значит, экономически невыгодное.
Конечно, говорить, что необыкновенно активный рост куриц на птицефабриках вызван только лишь правильными кормами и тщательным уходом — неверно. В птицеводстве применяют стимуляторы роста из разряда антибиотиков — они улучшают обмен веществ, повышают иммунитет и помогают усвоению корма. А значит, молодняк не только быстрее растет, но и меньше болеет.
Санитарные врачи не отрицают, что в странах Евросоюза уже десять лет назад отказались от использования кормовых антибиотиков. В России подобного запрета пока нет. Кроме того, даже если птицефабрики перестанут применять стимуляторы роста, обойтись совсем без использования антибиотиков при выращивании кур, равно как других птиц или животных, у них не получится: необходимо делать прививки от болезней и давать препараты, подавляющие вредную микрофлору. Никого не прельщает перспектива употреблять в пищу больных кур. Именно такая еда может представлять для человека реальную опасность.
В общем, приходится выбирать наименьшее из двух зол. Но не стоит из-за этого переживать: во-первых, научных подтверждений тому, что антибиотики, используемые при выращивании птицы, могут как-то негативно повлиять на наше здоровье, нет. А во-вторых, Роспотребнадзор следит за тем, чтобы лекарства из организма куриц успевали исчезнуть: антибиотики — не тяжелые металлы, в тканях не накапливаются. Достаточно в течение десяти дней не давать их курам, чтобы организм птицы очистился.
В Роспотребнадзоре признают, что на практике это правило соблюдается не всеми, но «Тюменский бройлер» в список неблагонадежных еще ни разу не попадал.