Инвестиции — это очень грустно
Директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич говорит так хорошо, что можно цитировать ее практически дословно.
Что мы и сделаем. Впрочем, не в качестве уважения к ораторскому мастерству спикера, а потому, что ученая, кажется, попала в точку. Напряженные лица слушателей были тому подтверждением.
— Первое, — начала Наталья Васильевна. — Это другой кризис. Хватит готовиться к прошедшей войне, господа генералы. Этот кризис, прежде всего, про деньги.
Существует три вида денег. Инвестиции, которые падают второй год подряд (к вопросу об их повышении, уважаемая Госдума). Это бюджетные деньги, с которыми начались серьезнейшие проблемы. И третье — доходы населения: ноябрь-декабрь — звоночки пошли.
Итак, сначала деньги будут влиять на ваш бизнес и возможности сбыта вашей продукции. И уже потом произойдет спад в промышленности, и начнется безработица. Только весной мы увидим что-либо понятное, потому что первые оценки спада появятся по итогам февраля. Пока все нормально.
Второе. Регионы разные, и Тюменская область — отличник. Уважаемая аудитория, отличник может играть против всего класса? Отличник может пройти кризис, наплевав на то, что происходит во всем классе? У меня есть сложный ответ: регион точно может смягчить издержки. Другое дело, где он видит риски, есть ли у него инструменты, чтобы купировать эти риски, и как он будет их применять?
Тюменская область — молодец, у нее минимальная зависимость от федерального бюджета. Но — 64 процента вашего бюджета формируется из налога на прибыль. А в кризис налог на прибыль самый волатильный. Поэтому первое, на что нужно обратить внимание — проблема выпадающих доходов. Губернатор об этом сказал, в правительстве видят проблему, но никто пока не понимает, до какой меры доходы будут выпадать.
Вторая финансовая проблема -колоссальный долг, который по России начал расти в октябре-ноябре (декабрьских цифр пока нет). И здесь Тюменская область — молодец: долга нет. У вас нет дефицита, нет долга, и пока есть ресурсы. Грамотно ими распорядиться — крайне важно.
Теперь про доходы людей. Просела Сибирь, половина центра, больше половины северо-запада. Держится пока юг, но на юге вообще все лучше: как за счет трансфертов, так и за счет более стабильной ситуации в агросекторе и пищевой промышленности — кушать хочется всегда. И у вас в Ишиме, явно, будет нормально.
С доходами населения в целом у вас тоже пока все хорошо, но обратите внимание: все экспортно-сырьевые регионы сбросили потребление услуг, или — как Тюменская область — резко сократили их рост. В этой же группе крупнейшие города: Москва, Московская область, Санкт-Петербург. Платежеспособного спроса стало меньше и будет еще меньше! Возможен сильный спад жилищного строительства.
Пока нет проблем с безработицей. Полагаю, что до осени их не будет. Но к концу 15-го года мы должны четко понимать, что делать.
В промышленности у вас все прекрасно! Это любимое детище региона, и вы, действительно, область новой индустриализации: рост 17 процентов по итогам 2014 года, тогда как страна ползла еле-еле. Уважаемые коллеги, а дальше что?.. Если в этой промышленности доля промежуточного импортозамещения — процентов 40-50, значит, стоимость продукции в связи с девальвацией будет капитально расти. Кто ее купит?..
Этот кризис не на год. Он в значительной степени вызван внутренними институциональными причинами, тем, как мы устроили нашу систему поддержки инвесторов и стимулирования развития. Да, этот кризис очень сильно дополнен внешними факторами. Цена на нефть -главнейший фактор, безусловно, мир входит в эпоху низких цен на нефть.
Хватит говорить только про поддержку промышленности и о драйверах и инструментах, действие которых мы понимаем. Использовать эти инструменты важно, нужно, это все правильно. Но я стучу по всем местам и говорю: уважаемые, у нас сейчас будет кризис крупных городов, там, где мы наконец развили сектор рыночных услуг! Где у людей есть возможность и желание путешествовать, обучать детей, нормально лечиться… Платежеспособный спрос сжимается. Надо проговаривать это, потому что нормальных инструментов поддержки городской экономики услуг у нас -по-честному — нет. Этот будет новый опыт, который нам всем придется нарабатывать.
… По тому, как я общаюсь с вашими руководителями, есть ощущение, что у вас очень грамотные люди, они эти риски видят. Но мне бы хотелось, чтобы дискуссия — как преодолевать проблемы, что самое важное, какие у нас есть реальные инструменты, — выходила за пределы этого зала. Чтоб мы могли, наконец, объяснять людям, что происходит. Мы говорим о доверии, а доверие не возникает без откровенного, профессионального разговора — и с людьми, и с бизнесом.
***
фото: