Как правильно соглашаться
Хорошо или плохо, когда в бюджете есть экономия? И как ею распоряжаться? -эти вопросы обсудили в четверг на заседании постоянной комиссии по бюджету, налогам и финансам.
В повестке дня был всего один вопрос. Такое случается нечасто, как правило, когда рассматривается внеплановая корректировка бюджета. Но в этом году многое по-другому. Необходимость экономить заставляет искать резервы там, куда раньше руки не доходили.
Так депутаты решили разобраться в работе городской согласительной комиссии. В ее состав входят как депутаты, так и представители администрации города. На совместных заседаниях решается, например, куда перераспределять экономию, образовавшуюся при исполнении бюджета.
В прошлом году согласительная комиссия собиралась 17 раз. Речь шла о перераспределении 988 миллионов рублей. Основной объем этих средств — 354 млн -был направлен в департамент дорожной инфраструктуры, 219 млн рублей — в департамент имущественных отношений, 111 млн ушли департаменту образования, 90 млн получил департамент городского хозяйства. Остальные отчисления были меньше.
Накануне заседания комиссии депутат Юрий Коновалов направил запрос об итогах использования этих средств. Светлана Черепанова, директор департамента финансов, ответила: фактически использовано только 853 миллиона рублей. Сумма получилась меньше по нескольким причинам. На 67 млн удалось снизить суммы контрактов на торгах, 33 млн остались на финансирование переходящих объектов. Несколько миллионов рублей «зависло» из-за несостоявшихся аукционов. Еще около 10 млн зарезервировали на аварийное прикрытие инженерных сетей, но деньги остались невостребованными.
— До абсурда доходит! — возмутился депутат Юрий Коновалов. -Департамент городского хозяйства заявляет потребность, а потом оказывается, что она отсутствует. Деньги резервируются, они -неприкосновенны, на другие цели их не направишь.
Привел депутат и другие примеры: полтора миллиона предполагалось направить на благоустройство зеленой зоны по улице 30 лет Победы, но благоустройство так и не выполнено. Или: согласительная комиссия решила перераспределить пять миллионов рублей на установку комплекса видеофиксации на дорогах, но потом оказалось, что эти работы за счет других источников выполнил «Тюменьгортранс». Депутат потребовал строже спрашивать за каждый рубль.
— Всего мы предусмотреть не можем, — объяснила Светлана Черепанова. — И нередко вынуждены принимать решение в ситуации, когда «все горит», торопимся подтвердить финансирование, чтобы успеть заключить контракт. Но, соглашусь, надо внимательней готовить документы на согласительную комиссию.
— Второй год мы рассматриваем одни и те же проблемы, — включился в обсуждение Мурат Тулебаев. — Говорим, что планирование не на должном уровне. А выводов никто не делает. Пора наводить порядок, вводить персональную ответственность за непрофессиональное планирование бюджетных средств и неэффективное их использование.
— Городское хозяйство — многоуровневое. Корректировки в нем неизбежны, — высказал мнение Николай Руссу. — Но надо строже следить за тем, на какие цели распределяются средства. Зачем, например, направлять их на ремонт, который зимой сделать невозможно?
— Выскажу свою точку зрения, основанную на многолетних наблюдениях, — взял слово Николай Романов. — Есть множество примеров, когда бюджетные средства потрачены, а объект не введен в эксплуатацию. Например, котельная на улице Маршала Захарова сдана еще в 2008 году, а актов ввода в эксплуатацию до сих пор нет, ни на чьем балансе она не стоит. А ведь кто-то должен вести учет имущества, следить за тем, чтобы его правильно эксплуатировали. Не с теоретической точки зрения надо подходить к перераспределению бюджетных средств, а с практической. Вести системную работу.
— Если бы не было согласительной комиссии, которую создали еще по инициативе Евгения Куйвашева, мы бы никогда не увидели движения бюджетных средств, и были бы как слепые котята, -подвел итог Юрий Коновалов. -Но не должно быть никакой хаотичности, никакой спешки. Чтобы ситуация была под контролем, надо опираться на хладнокровные расчеты.