X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Талантливые, настойчивые, уверенные в себе

Как правило, кастинг этого конкурса проходит в закрытом режиме, но нам удалось заглянуть за кулисы.

… Хуже нет, чем без конца дергать сидящих рядом с тобой в зале людей и просить перевести: что сказал выступающий на сцене? Именно поэтому, когда претендентка на участие в конкурсе «Звезда Сибири» Гузель Шаймарданова попросила членов жюри разговаривать с ней по-русски, я облегченно выдохнула.

Вообще-то, знание основ татарского языка — разговорного и письменного -одно из основных требований к участникам традиционного национального конкурса «Звезда Сибири» и «Джигит». Однако, как отметил один из членов конкурсного жюри кандидат филологических наук Максим Сагидуллин, организаторы хотят, прежде всего, мотивировать молодых людей на дальнейшее изучение языка и традиций. Поэтому на отборочном этапе участникам делают небольшое послабление: рассказать о себе со сцены они должны на татарском, а отвечать на вопросы могут и по-русски. Зато во время подготовки к финалу Максим Сагидуллин возьмется за них вплотную. Он обучил языку уже не одно поколение конкурсантов.

— Часто приходится сталкиваться с таким явлением: ребята понимают по-татарски, но сказать ничего не могут. Кто-то боится сделать ошибку в произношении, кто-то не умеет правильно построить фразу, — рассказывает филолог. — Обычно это касается детей, которые дома вроде и слышат родную речь — от родителей, дедушек с бабушками, но обучаются в русской школе и не практикуются в литературном языке. У молодых людей, которые учились в сельских школах с этнокультурным компонентом в программе, таких проблем нет.

Как, например, у Айгуль Умбитовой, которая приехала в Тюмень из села Киндер Нижнетавдинского района. Девушка говорит на татарском и дома, и с друзьями и в школе его учила. Впрочем, русским владеет тоже хорошо — сейчас учится в нефтегазовом университете, осваивает безопасность транспортного процесса.

— Почему выбрали именно эту специальность? — спросили в жюри.

Галя Безбородова

— С ней точно не пропаду! -ответила Айгуль.

По моим наблюдениям, никто из девушек и парней, пришедших на кастинг, в жизни точно не пропадет: они уверены в себе, обладают разными талантами, настойчивы… Очень настойчивы.

Некоторые приходят на отборочный этап уже не первый раз. Кто-то из желания все-таки дойти до победы, кто-то — просто ради приятного общения.

Чтобы отличить одно от другого, в жюри есть психолог Азат Камалиев. Он считает, что воля к победе и амбиции — это, конечно, неплохо, но только в том случае, если они не являются единственной движущей силой человека.

— Все знают, что главный приз нашего конкурса — это автомобиль, но если человек придет на конкурс с единственным желанием — уехать отсюда на автомобиле, то это неправильно, — говорит психолог. — В нашей практике были даже такие случаи, когда конкурсанты в погоне за победой шли на разные хитрости. Например, одна девушка принесла пирожки из пекарни, сказав, что приготовила их сама.

Кто бы знал, что в жюри окажется человек, который пробовал пироги из той пекарни. Он-то и раскусил обман.

— Несмотря на то, что победитель в конкурсе будет один — среди девушек и среди юношей, — продолжает Азат Камалиев. — Мы учим ребят, в первую очередь, работать в команде, общаться друг с другом, помогать тому, кто оказался в затруднительной ситуации, пусть он даже считается соперником. А также стараемся донести до участников как можно больше новой и полезной для них информации.

По наблюдениям директора Центра татарской культуры Лилии Каримовой, многие участники конкурса благодаря усилиям педагогов (они же — судьи) к финалу становятся совершенно другими людьми: общительными, открытыми, эрудированными, добрыми.

За добродетелью в рядах конкурсантов следят, как правило, представители духовенства. В этот раз консультантом в духовных вопросах выступил имам мечети поселка Матмасы Сулейман-хазрат Садрутдинов. Понятно, что с точки зрения религии трудно оценивать светский творческий конкурс, однако кое на чем имам все-таки настаивает: этнический татарин должен уметь отличить традиционное народное от религиозного и обязан хотя бы знать основные мусульманские праздники. И, конечно, Сулейман-хазрату бывает грустно, когда молодые люди говорят, что на Курбан-Байрам в их доме накрывают стол и. все. А как же намаз, пожертвования нуждающимся, беседы со старшим поколением на религиозную тему?..

Галя Безбородова

Правда, в этот раз на сердце имама пролился-таки бальзам. На кастинг пришел Вадим Кабиров, который мало того, что читает намаз, но еще в качестве творческого номера акапельно исполнил суру из Корана.

По словам пресс-секретаря конгресса татар Тюменской области Софии Хайруллиной, впервые за те восемь лет, что проходит конкурс «Звезда Сибири» и «Джигит», организаторы были настолько тронуты чтением Корана, что без сом нения пропустили Вадима Кабирова в финал.

Всего в финал прошли, как это было и в прошлые годы, семь девушек и семь юношей. Им уже раздали домашнее задание, которое они должны подготовить к 28 марта. За пару недель до финала они уедут в загородный лагерь «Ямал-Дружба», где с ними будут заниматься педагоги разных направлений. Кроме этого, 1 марта на тюменском молодежном портале moi-portal.ru появятся фотографии и анкеты потенциальных «Звезд Сибири» и «Джигитов». За понравившегося участника можно проголосовать.

***
фото: Асия Ташкалова из села Ембаево;Кастинг, второй день;Вадим Байдашев, Курганская область.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта