Барышня в шинели на балу шрапнели
«Батальонъ», Россия, 2015. Режиссер Дмитрий Месхиев.
В ролях: Мария Аронова, Мария Кожевникова, Марат Башаров, Ирина Рахманова, Янина Малинчик, Валерия Шкирандо, Николай Аузин и др.
Никогда не писал стихов. А вот теперь соединились в почти поэтический образ те несколько слов, что вынесены мной в заголовок. Навеяно фильмом, который открывает для нас неизвестную страницу российской истории ХХ века. Страницу не очень громкую, но необыкновенную самим событием и действующими лицами. Ни в школе, ни в университете мне не рассказывали о создании летом 1917 года «1-го Петроградского женского батальона смерти» — я бы помнил. Вот уж не тема для советского учебника истории. Женщины в солдатской форме не шли на штурм Зимнего — они были среди его защитников…
Нас в первых эпизодах фильма возвращают к тем дням, когда глава Временного правительства Александр Керенский решил вдохновить уставшую воевать солдатскую массу явлением на русско-германском фронте героических женщин с винтовками и пулеметами. Как свидетельствуют историки, идея принадлежала весьма незаурядной женщине — унтер-офицеру и полному Георгиевскому кавалеру Марии Бочкаревой, воевавшей с 1914-го «по Высочайшему разрешению» (ибо присутствие лиц слабого пола в действующей армии было запрещено).
Сразу скажу, что режиссер Месхиев очень точно, на мой взгляд, выбрал исполнительницу главной роли. Образ Марии воплотила на экране другая Мария — Аронова, очень фактурная драматическая актриса, прекрасно владея мимикой, умеющая играть одними глазами. Ее чуть нескладная, меньше всего похожая на солдата, героиня — утомленная войной, но сохранившая в себе «душу живу», умеющая сопереживать и защищать тех, кто от нее зависит. (В одной из финальных сцен она и ее «девоньки», запертые в окопах окружившими их немецкими солдатами, будут громко молиться, хотя помощь придет не с неба).
Эта роль для многоопытной Ароновой, конечно же, была новым вызовом и серьезнейшим испытанием. Она — своеобразный стержень фильма, несгибаемый и хрупкий одновременно. Мать-командирша, слишком долго задержавшаяся на Первой мировой войне. (Кстати, в последних кадрах — авторам за это отдельное спасибо — нам покажут подлинный фотопортрет Марии Бочкаревой. А в титрах будет скупо сказано, что в 1920-м ее расстреляли «за пособничество белому движению»).
… Дворянки, мещанки, крестьянки — никому не была заказана дорога в «батальон смерти». И этот исторический факт тоже достоин нашего внимания: эти девушки и молодые женщины хотели на фронт. Воевать, как сумеют, за бога, царя и Отечество. Изгонять врага с родной земли. Мстить за погибшего отца, мужа, жениха… Такие разные лица, непохожие судьбы, разномастные одежды… Такая трудная притирка друг к другу и к новой армейской жизни, где классовые различия быстро дают о себе знать.
И все же они постепенно становятся одним целым, проходят проверку, едут на фронт, где творится нечто странное. На русской стороне рекой льется дармовой иноземный шнапс; офицеры отстранены от командования солдатскими комитетами; женский батальон свои же встречают враждебно — он тут не нужен никому…
Но война никуда не исчезла. И грянет бой для этих стриженных девочек в серых шинелях, с трехлинейками в руках… И запах яблок, на который пойдет одна из рядовых, обернется газовой атакой, когда раздающей противогазы Фросе (актриса Ирина Рахманова) не достанется маски, и она погибнет, успев выйти из блиндажа в клубы отравленного тумана…
И могучая Дуся, из крестьянок (Янина Малинчик), уже позже, в яростной атаке, будет расстреливать из трофейного пулемета разбегающихся мужиков в рогатых касках — один сплошной крик, тьма в глазах, торжество смерти…
Батальных сцен, кстати, в фильме немного, и сделаны они мастерски. Не скрою, что, прежде всего, следил за тюменским актером Николаем Аузиным, который дебютировал в кино именно здесь, в роли поручика Селезнева. Инструктор батальона, он отправляется вместе с ним на фронт. Проскакивает и искра любви между Селезневым и Верой (Валерия Шкирандо), но романа не будет — а почему, умолчу…
И еще несколько слов об Аузине. Тридцатилетний актер скупыми, но уверенными мазками рисует образ человека, который выглядит старше своих лет (война состарила), настоящего офицера-фронтовика. Его герой немногословен — может, еще и потому что заикается после контузии. И воевать вновь станет с превеликой отвагой, заслоняя телом младших по званию…
Словом, кинодебют нашего земляка показался мне очень достойным.
Впрочем, считаю, что не все в фильме удалось. Во время сеанса иногда возникало ощущение, что те или сюжетные ходы знакомы и обкатаны неоднократно. Как любитель военных фильмов, я пребывал в недоумении, взирая на одну из атак неприятеля — наши храбрые героини вместо того, чтобы расстреливать пехоту из вверенных им пулеметов и винтовок, сами бросаются в штыковую и гибнут одна за другой. Это что за тактика? Думаю, реальная Бочкарева так не воевала.
Покоробила сцена, где Мария встречает на передовой своего мужа, и тот, на глазах других солдат, избивает ее. Эта сюжетная коллизия показалась надуманной, «для пущего драматизму». (Кстати, сценаристов у фильма — четверо: Илья Авраменко, Евгений Айзикович, Месхиев и один из продюсеров картины — Игорь Угольников; должно быть, сидели вместе, ломали голову, придумывали и переделывали…)
Фильм словно обрывается на полуслове — там же, на фронте. Реальная история была более жестокой к батальону. Из двухсот бойцов 50 было убито, 70 — ранено. На судьбы войны, близившейся к закату, это никак повлиять не могло… И вызревала новая война, еще более страшная для бескрайних пространств Российской империи, для всех ее народов. Гражданская и братоубийственная.
… А в фильме повезло только одной — дочери генерала Татищева (Мария Кожевникова). Ее на фронт не отправили — узнали, что ждет ребенка.
***
фото: Николай Аузин и Валерия Шкирандо в фильме «Батальонъ»;Мария Аронова в роли Бочкаревой.