X

  • 23 Август
  • 2024 года
  • № 91
  • 5590

Без командного голоса

В 1965 году в связи с 20-летием Победы советского народа в Великой Отечественной войне отдел пропаганды ЦК КПСС и Главное политическое управление Советской армии рекомендовало республиканским, краевым и областным партийным комитетам издать сборники очерков о Героях Советского Союза, уроженцах соответствующих административно-территориальных образований. Чей Герой?

В Тюменской области, с входящими в ее состав Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким национальными округами, насчитывалось тогда 73 Героя Советского Союза — местные уроженцы. Но как быть с родившимися в других местах, но мобилизованными на войну с территории нынешней Тюменской области, которая до 14 августа 1944 года входила в состав Омской? А с теми, кто только после войны приехал в наш край? Таких оказалось соответственно -шестнадцать и четыре. Ответ на запрос Тюменского обкома КПСС получен краткий: «На ваше усмотрение». Поэтому в сборнике «Герои земли тюменской» эти Герои Советского Союза были представлены в разделах: «Призванные в Советскую армию из Тюменской области» и «Поселившиеся в Тюменской области после Великой Отечественной войны».

Герой Советского Союза Василий Гаврилович Болотов, проживавший в Тюмени с 1954 года до 1976-го, упомянут как уроженец Свердловской области. Есть очерк о нем также в книге «Золотые звезды свердловчан».

Его предки-раскольники, бежавшие в XVII веке в Зауралье после церковных реформ патриарха Никона, основали свое поселение среди глухих лесов и непроходимых болот при впадении реки Тагилки в Туру. Село и называлось Болотовским. В XIX веке при повсеместном введении фамилий все его обитатели стали, понятно, Болотовым и. Они вели натуральное хозяйство: охота, рыбная ловля, сбор дикоросов, раскорчевка под пашню высоких мест у болот, которые назывались — Тугуйекая Тундра и просто Большое.

В этот медвежий угол к староверам-раскольникам редко заглядывала царская администрация; обошли эти места в Гражданскую войну и белые, и красные. Жизнь изменилась после образования в ноябре 1923 года огромной Уральской области с центром в Екатеринбурге. На Среднем Урале началась индустриализация, которой потребовалось много древесины. Болотовских мужиков объединили в леспромхоз, обязали валить вековые деревья и сплавлять по Туре-реке «молем»: вразброс, самоплавом в Тюмень на лесозаводы «Республиканец», «Красный Октябрь», фанерокомбинат, спичечную фабрику «Пламя».

В 1930 году при районировании Уральской области село Болотовское отнесли к Махневскому району (сейчас Алапаевский район Свердловской области). Вновь образованный военкомат призвал «чернорабочего лесоруба» Василия Болотова в Рабоче-крестьянскую Красную Армию и отправил служить в городок Чарджуй (Чарджоу) Туркменской ССР в 9-й горнострелковый полк. Там красноармеец Болотов, участвуя в ликвидации басмачества и изнывая в пустыне от жары, завистливо смотрел на прикрывавшие их рейды с воздуха краснозвездные аэропланы. Может, поэтому полковое начальство откомандировало его на учебу в город Энгельс — центр Республики немцев Поволжья, где он окончил военную школу летчиков.

До войны с гитлеровской Германией лейтенант Болотов служил в штурмовых авиационных частях, дислоцированных в Белоруссии. Из его аттестации с января по октябрь 1940 года следует: «… Командир звена 61-го штурмового авиационного полка (ШАП) 47-й смешанной авиационной дивизии (САД) старший лейтенант Болотов, оставаясь за командира эскадрильи, самостоятельно справлялся. В летной подготовке имеет большой опыт и в полетах уверен. Групповая техника пилотирования днем и ночью отличная. Летает на любых высотах и в облаках. Ориентируется отлично. Воздушная стрелковая подготовка днем — отличная, ночью — хорошая. Принимал участие в освобождении Западной Белоруссии в сентябре 1939 года в районе Свиж, но без боевых вылетов…» Интересно, что, несмотря на отсутствие специализированных самолетов-штурмовиков, в ВВС Красной армии к ноябрю 1938 года сформировали уже 12 штурмовых авиационных полков. В них насчитывался 561 самолет, в том числе 456 Р-5 разных модификаций. Наиболее удачной попыткой был модернизированный биплан И-153 «Чайка» конструктора Николая Поликарпова. Он был вооружен двумя 20-мм пушками, мог поднимать 100 кг бомб или шесть «эрэсов» (реактивных снарядов).

ГЕРОИ СОРОК ПЕРВОГО

Согласно советским официальным данным, только в течение 22 июня 1941 года авиация Западного фронта лишилась 738 или половины своих самолетов. 528 из них были уничтожены на аэродромах. Части 2-й танковой группы генерал-полковника Гудериана быстро продвигались по шоссе Брест — Минск и уже 25 июня заняли города Слоним и Барановичи. Самолеты СБ из 13-й бомбардировочной авиадивизии (БАД), уцелевшей от первых внезапных налетов на приграничные аэродромы, несколько раз пытались атаковать немецкие танки, но, понеся тяжелые потери, так и не смогли их остановить. Тогда в воздух поднялись штурмовики.

… Там, где пехота не пройдет,

И бронепоезд не промчится,

Тяжелый танк не проползет,

Там пролетит стальная птица.

Пропеллер, громче песню пой,

Неся вразмах стальные крылья.

В смертельный бой,

В последний бой

Летит стальная эскадрилья…

Но не эта довоенная бравурная песня звучала тогда в эфире, а мат-перемат. Доставалось всем -в понедельник 30 июня, когда по приказу наркома обороны СССР маршала Тимошенко вся авиация Западного фронта пыталась помешать танкистам Гудериана форсировать Березину, 113 советских бомбардировщиков в течение часа были сбиты в районе Бобруйска.

Главный бой летом 1941 года Болотов и его эскадрилья приняли, когда 3-я танковая группа генерал-полковника Гота нанесла удар по позициям нашей 19-й армии в районе городка Духовщина, в 50 километрах северо-восточнее Смоленска.

Согласно донесениям, результаты ударов штурмовиков были очень хорошими. В приказе маршала Тимошенко, который взял на себя командование Западным фронтом, N 03 от 23 августа говорилось: «Враг потерял до 130 танков, больше 100 автомашин, много орудий, боеприпасов и 1000 убитыми и ранеными».

Днем раньше в письме домой Тимошенко писал: «Вчера гитлеровцы перешли на меня в контратаку, в результате которой мы разбили их и взяли много в плен. Захватили 60 орудий и разбили 85 танков. Войска наши закаленные, ничего не боятся — знай, бьют противника».

Оценка действий Болотова и прикрывавшего его эскадрилью летчика-истребителя старшего лейтенанта Коваца дана в приказе N 031 от 26 августа 1941 года. Этот необычный по тем временам приказ заслуживает полного воспроизведения.

«Части 47-й САД, выполняя приказ, действовали 21.8.41 г. по уничтожению скопления танков, мото-мехвойск и артиллерии противника перед фронтом 19-й Армии.

В трудных метеоусловиях, при сильной облачности, на высоте 200300 мтр., при весьма ограниченной видимости наносились удары штурмовых эскадрилий 61-го и 215-го ШАП во взаимодействии со 129-м ИАП. В течение всего дня боевые действия частей 47-й САД в районе скопления противника встречали сильные противодействия зенитного огня и противотанковых орудий. Только благодаря сохранению внезапности штурмового налета и правильного маневра, в районе цели была выполнена боевая задача 47-й САД.

Всякие пытки атаковать штурмовую группу со стороны воздушного противника были исключены благодаря смелым и решительным действиям истребителей 129-го ИАП, прикрывавшего группы штурмовиков.

В этот день части 47-й авиадивизии, несмотря на трудные условия, сделали 93 самолетовылетов, уничтожили на земле 20 танков, 15-20 автомашин, до 500 человек живой силы, подавили около 1215 орудий.

В воздушном бою истребителями было сбито 2 Ме-109, Летчики 61-го и 215-го ШАП, летавшие на атаку фашистских танковых войск, показали исключительную выдержку, настойчивость и силу воли в бою.

Наиболее отличившийся в боях против фашизма — ведущий группы командир эскадрильи 61-го ШАП ст. лейтенант Болотов Василий Гаврилович. Выполняя боевую задачу, получил два прямых попадания снарядов в свой самолет, одним из которых была оторвана половина руля поворота, вторым — киль и кабина летчика. Сам т. Болотов был ранен в голову и спину.

Будучи раненым, т. Болотов, собрав всю свою энергию и волю, оставаясь впереди своей группы, отлично выполнившей свою задачу, привел ее на аэродром базирования без единой потери. Тяжело раненый, посадил самолет благополучно.

Примером мужества и героизма могут служить действия ст. лейтенанта Болотова, преданного сына своей великой Родины и отличного боевого командира, способного примером своей силы и исключительной энергии обеспечить успех в любом бою своих подчиненных.

В этом же боевом вылете показали свою смелость, решительность и непреодолимую волю к победе летчики 129-го истребительного полка, обеспечивающие действия штурмовиков от воздушного противника и зенитной артиллерии. При подходе к цели они встретились с двумя группами противника Ме-109, Ме-110 в количестве 11 самолетов. Группа прикрытия истребителей 129-го ИАП под командой командира эскадрильи ст. лейтенанта Ковац стремительно пошла в атаку. Обладая способностью быстро ориентироваться в воздушной обстановке, т. Ковац немедленно принял решение отвлечь противника от наших штурмовиков. Жертвуя собой, он принял на себя удар 2-х Ме-110 и отвлек их от штурмовой группы, чем было обеспечено успешное действие штурмовиков. Действия т. Ковац являются примером мужества и героизма. Будучи до конца преданным социалистической Родине и оставаясь верным воинской присяге, он погиб в бою смертью героя.

Ставлю в пример всему личному ставу героизм, мужество и беспредельную преданность партии Ленина — Сталина и своей социалистической Родине славных воздушных бойцов против фашизма, отличных командиров ст. лейтенантов Болотова Василия Гавриловича и Ковац Петра Семеновича и возбуждаю ходатайство о присвоении им за проявленные в боях героизм и мужество звания Героя Советского Союза.

Командирам. и личному составу 129-го ИАП, 61-го и 215-го ШАП объявляю благодарность. Желаю частям 47-й смешанной авиационной дивизии успехов в боях за Родину против фашистских захватчиков».

«МАРШАЛ АВИАЦИИ»

Приказ подписал начальник штаба ВВС Западного фронта полковник Сергей Худяков. Он сделал на войне блестящую карьеру. Оценивая его деятельность как командующего ВВС Западного фронта (с февраля 1942 года) в разгроме немцев под Москвой командующий войсками этого фронта генерал армии Жуков писал:

«Тов. Худяков оперативно грамотный, смелый, энергичный, инициативный и требовательный военачальник. Умело и организованно провел все наступательные операции фронта, правильно организовал взаимодействие ВВС с наземными войсками. При проведении армейских и фронтовых операций всегда находился на главном направлении, откуда и руководил боевой деятельностью ВВС».

С мая 1943 года Худяков — начальник штаба и заместитель командующего ВВС Красной армии — координировал боевые действия авиации Воронежского и Степного фронтов в Курской битве и форсировании Днепра. В 1944 году ему присвоено воинское звание «маршал авиации».

Продолжение следует.

***
фото: Майор Василий Болотов, командир 826-го штурмового авиационного полка, Герой Советского Союза, 1943 год.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта