Монтажники «МС-11» с Турой на ты
Очертания транспортной развязки в районе Лесовозы уже видны вез рисунков и чертежей. За зиму дорожники отсыпали тысячи кубометров песка — для съезда на улицу Дамбовскую и для подъездов к мосту. А монтажники возвели все восемь опор.
Можно взобраться на насыпь, и развязка будет как на ладони: вот песчаный бугор будущей дороги уходит в сторону города. Вот по направлению к реке выстроились непривычно высокие опоры -Тура здесь судоходная, высота опор достигает 7,5 метра. Не видно только монтажников, которые в эти дни заняты обратной засыпкой котлованов прирусловых опор: N 5 на правом берегу и N 4 — на левом. Глубина котлованов — 12 метров. Там, на дне Туры, строители устраивают гидроизоляцию ростверка, лопатами трамбуют песок…
— Кругом шпунт, технике не так просто подобраться, — говорит начальник участка «Мостоотряда-15» Александр Рященко, кода мы заглядываем сверху в котлован, со всех сторон обрамленный металлическими укреплениями. — К тому же на самом начальном этапе отсыпки по технологии требуется именно ручная работа: самосвалами и бульдозерами грунт не сделать достаточно плотным.
О надежности моста строители заботятся, что называется, со всех сторон. По левому берегу устроили опорную стенку — длинный ряд плотно подогнанных друг к другу шпунтов — чтобы река, поворачивающая в этом месте, не размыла берег. Дополнительно укреплены и опоры, их ледорезная часть сборная: состоит из контурных железобетонных блоков и бетонного ядра. Как объяснил на днях во время пресс-тура директор «Мотоотряда-36» Андрей Лазарев, это необходимо не только для защиты от воды. Мост спроектирован для движения грузовиков с массой до ста тонн, а срок его эксплуатации, согласно проекту, составляет 100 лет.
Для нас эти опоры в новинку, а монтажники отвечают: обычное дело.
— На Иртыше в Казахстане такую же технологию использовали, — говорит мастер Кайрат Сулейманов. — В целом, по трудоемкости, по сложности такие опоры практически не отличаются от обычных монолитных.
Сейчас две прирусловые опоры пока только высунулись над уровнем реки, к 15 апреля, обещают мостовики, четвертая и пятая встанут в полный рост. Все силы будут брошены на монтаж металлоконструкций.
Стапель для надвижки готов, говорит прораб «Мостоотряда-36» Алексей Быков. Но, отмечает он, скорее всего, его будут наращивать — чтобы одновременно собирать большее количество мостовых блоков. Стройка не ждет. Рабочее движение по мосту должно начаться к концу текущего года. Чтобы меньше зависеть от поставщиков металла, заключили договоры и с «Тюменьстальмостом», и с «Курганстальмостом». Пока ни одного мостового блока на площадке нет.
Тем временем строители завершают ограждение моста от воды. Как и в котлованах, вдоль опорной стенки на левом берегу уплотняют грунт, монтируют распорки. В будущем устроят здесь технологические проходы для эксплуатантов моста. Ожидают, что вода поднимется — стараются успеть до паводка.
Впрочем, с Турой они всю зиму были на ты. Река в этом месте не замерзала, и бригады, если требовалось, перебирались с одного берега на другой на катере.
— Лучше бы она замерзла, -говорит Александр Рященко. — Не надо было бы катер арендовать, деньги тратить…
Но, похоже, очень скоро это все будет не важно. На вопрос, как перебраться с одного берега на другой, будет единственный ответ — по новому мосту.
***
фото: Укрепляют опорную стенку;Алексей Быков и Александр Рященко;Прирусловая опоры выглядывает из котлована;Кайрат Сулейманов.