Все начиналось с 11-местного РАФика
Жалоб на водителей всегда хватало. Не скрою, сам часто недоволен работой общественного транспорта. К примеру, на этой неделе пришлось целую остановку бежать за маршруткой, которая не остановилась в нужном месте.
Бежать меня заставил водитель 24-ки. Так уж совпало, что несколькими часами ранее я договорился о беседе с директором предприятия ООО «Автолинии», обслуживающего этот маршрут, — Гульсу Бургановой. Женщины редки в этом бизнесе, а потому начинать разговор с плохого не хотелось.
— Гульсу, в начальных классах дети обычно пишут в записках, кем они хотят стать. Вряд ли там что-то было про вашу нынешнюю деятельность?
— Не помню уже, что я писала. Отец говорил, что если не буду учиться, останусь в нашей деревне Красный Яр, что недалеко от Ялуторовска, дояркой. Хотела вырваться оттуда. Закончила школу и поступила в строительную академию на инженера. После получения высшего образования работала по специальности в строительном кооперативе «Тюменец». Но потом работы и зарплаты не стало. Пришлось торговать в палатках на Центральном рынке. А затем знакомые посоветовали приобрести маршрутку. Отдала 20 лет назад за 11 -местный РАФик все деньги, назанимала у всех знакомых. Купила его с 43-м маршрутом. Так все и закрутилось… Если тогда я отвечала только за себя, то сейчас у меня большой коллектив. В нашей организации — 70 машин.
— Как вы из частного предпринимателя превратились в директора ООО?
— Городские власти сказали: объединяйтесь! Мало кто хотел этим заниматься, а мне хотелось двигаться дальше. Стала ездить по маршрутам, на которых работала (76-й, 43-й и 31-й), уговаривала людей. Так и организовала общество.
— Почему «Автолинии»?
— Долго ничего не могли придумать. За десять лет привыкла к этому названию. Хотя сейчас, наверно, выбрала бы другое. Какое-нибудь иностранное. Чтобы не путали ни с кем.
— «Автолинии» существуют почти 10 лет. Что было самым сложным?
— Конкурсы на получение маршрутов, которые раньше проводились едва ли не ежегодно. Чтобы оформить документы, приходилось не спать ночами. В 2011 году срок действия договоров увеличили до пяти лет. Сейчас готовимся к следующему конкурсу. Обустраиваем новую базу на ММС, планируем закупать более комфортные и вместительные автомобили. Не хочется, чтобы мои люди остались без работы. А конкуренция серьезная!
— Машины у вас новые…
— Одно из требований конкурса -автомобилям должно быть не более пяти лет. Индивидуальные предприниматели были готовы к этому и поменяли «Газели» на «Пежо».
— И за сколько лет окупается автомобиль?
— Когда начинала, работа была очень рентабельной. Первый кредит я погасила за полтора года. Теперь на это уходит около пяти лет. Иномарки стоят дорого. А еще страхование машин, находящихся в лизинге, составляет 100 тысяч. Раньше тратили в три раза меньше. Предприниматели, по большому счету, сейчас работают на заправку, зарплату водителю и на банковские долги.
— И все же вы работаете. Зачем в прошлом году боролись за 24-й маршрут?
— Приходили желающие работать, но мест для них не было. Вот и выставились на конкурс. Хотя 24-й — социальный маршрут, никакой прибыли он нам не приносит. Бывает такое, что от конечной до конечной машина проходит пустой. Пытаемся привлечь к нему пассажиров, чтобы владельцы машин хотя бы вышли на самоокупаемость и могли ежемесячно гасить 40-тысячные кредиты за маршрутки. Начинали у нас восемь машин с интервалом 15 минут, сейчас их 12, и ходят они через 9-10 минут. Скоро запустим 13-ю машину, чтобы еще уменьшить интервал. Мы должны работать четко, чтобы выжить.
Ничего не приносит нам и 26-й маршрут, который дали в нагрузку.
— За последний год вы почти постоянно находились в рейтинге лучших. Особо отличились 31-й, 12-й и 43-й маршруты. Прошлым августом 24-й оказался среди худших…
— Думаю, случайно. Он только начинал свою работу. Машины были новые, и были проблемы с навигационными устройствами. Они стоят 8000 рублей и часто ломаются. Хотя, конечно, автоматизация облегчила нам работу. Сейчас еще нужно будет потратиться на прибор, объявляющий остановки. Он стоит 8500. Оборудуем ими машины к 1 мая.
— А какой из ваших маршрутов самый прибыльный?
— В последнее время все сравнялись. Во всем городе можно выделить только 51-й и 62-й. У нас был неплохой в плане прибыльности 31-й маршрут. Но сейчас его почти полностью дублирует 88-й. Был хороший 76-й, но теперь открыли 70-й. В Тюмени стало очень много маршрутов!
— Но уехать после 21 часа уже сложно.
— Мои водители знают всех ночных пассажиров. Поверьте, их очень мало. На 76-м последняя маршрутка всю дорогу везет одного человека! Приходится чуть ли не заставлять водителей совершать такие рейсы. На 43-м пять лет последние рейсы тоже совершаем без пассажиров, но ездим!
— Зато в район Мыса не уехать. Последняя 31-я маршрутка в 21.30 всегда переполнена. И после нее едет только большой 23-й автобус. Он тоже забивается под завязку.
— Учту эти пожелания. На мой телефон (он есть во всех маршрутках) почти круглосуточно звонят пассажиры. В основном, конечно, жалуются. И все же моя работа приносит мне удовольствие.
***
фото: Расуль Бикмулин трудится на 43-м маршруте, обслуживаемом ООО «Автолинии».