В очереди за зеленым светом
Когда автомобилистам надоедает обсуждать плохие дороги и дураков на этих дорогах, разговор обязательно заходит о светофорах, которые не так и не тем светят.
Самой не раз доводилось бывать на подобных автомобильных посиделках, где каждый норовит вы ступить со своим виденьем транспортной схемы города. «Я знаю, как надо отрегулировать этот светофор, чтобы всем было хорошо, — говорят «эксперты». — С этой стороны увеличить интервал, с той — уменьшить. И сделать стрелку для поворота налево! Это же всем понятно!»
Я на таких встречах обычно отмалчиваюсь. Но общему настроению стараюсь соответствовать -хмурюсь и многозначительно киваю в такт словам. И кто бы подумал, что мне, на самом деле, совершенно не понятно, как можно управиться с огромным светофорным хозяйством, чтобы всем участникам дорожного движения было хорошо?
С этим же вопросом я обратилась к заместителю директора «Тюменьгортранса» по эксплуатации и содержанию светофорных объектов Руслану Тимерзянову.
— Сделать так, чтобы все были довольны, — невозможно. К нам часто обращаются горожане, которые изо дня в день ездят на работу по одному и тому же маршруту. И им, конечно, хочется, чтобы для потока, в котором движутся они, зеленый свет горел дольше. Однако и водителям из другого потока хочется того же, а зеленый свет для всех одновременно гореть не может. Существуют приоритеты, с учетом которых мы регулируем режимы работы светофоров.
— Кто или что в приоритете?
— Общественный транспорт. Исходя из этого, мы настраивали режим работы светофора на перекрестке улиц Герцена и Первомайской, когда схема движения там изменилась из-за строительства развязки. С того момента мы опробовали уже несколько режимов, прислушиваясь, в том числе, и к мнению горожан. Продолжаем следить за ситуацией и сейчас, но, в любом случае, светофор будет работать таким образом, чтобы автобусы не стояли в пробке.
— А что делать водителям частного транспорта? Прозябать в пробках?
— Наблюдательные водители уже давно скорректировали свой маршрут и ездят в тех же потоках, что и общественный транспорт. Такая модель движения применима и ко всем другим оживленным перекресткам.
— Какие из них самые проблемные — в плане светофорного регулирования?
— Пожалуй, все перекрестки в городе — проблемные. Стоит понимать, что их пропускная способность зависит не только от режима работы светофоров, но и от погодных условий, человеческого фактора, конкретной ситуации. Например, на прошлой неделе водители, наверное, заметили, что дороги даже в утренний час пик были относительно свободны. Все потому, что начались каникулы, и родители не везли своих детей в школу. Или другая ситуация: стоит пойти сильному дождю или выпасть первому снегу, на перекрестках собираются пробки. Потому что скорость движения автомобилей заметно снижается, происходят столкновения, и нагрузка на светофор увеличивается.
— Сколько сейчас светофоров в городе?
— 295. Для сравнения — на 1 января 2012 года было 265. Их количество будет расти и дальше, потому что строятся новые дороги и микрорайоны.
— А количество нерегулируемых пешеходных переходов стремительно уменьшается… Многие пешеходы склонны думать, что и на регулируемых переходах их интересы ущемляются — зеленый горит слишком мало.
— В ГОСТе все строго прописано. Пешеходная фаза зависит от ширины проезжей части. Если пешеход начинает движение от края проезжей части, то он успеет перейти дорогу. Однако мы понимаем, что скорость движения, скажем, пожилого человека значительно отличается от скорости здорового человека среднего возраста, поэтому стараемся идти навстречу гражданам. Намеренно увеличиваем фазу для пешеходов там, где чаще всего ходят пожилые люди: около поликлиник, социально значимых объектов. К примеру, зеленый дольше горит для пешеходов на улице Республики, в районе ДК «Строитель». Не знаю, с чем конкретно это связано, но оттуда нам поступали просьбы увеличить фазу для пешеходов. Вероятно, потому что там старый район, и живет много людей преклонного возраста.
— Каковы перспективы развития светофорной системы города?
— Уже сейчас 35 светофорных объектов подключены к автоматической системе управления дорожным движением, что позволяет дистанционно наблюдать за движением и менять режим работы светофоров в зависимости от конкретной ситуации. И эта система будет развиваться. В настоящий момент мы в своей работе опираемся также на данные автоматизированной системы диспетчеризации — это сведения, передаваемые нам с датчиков, установленных в общественном транспорте. Благодаря им можно отслеживать интенсивность движения потоков. Большие надежды мы возлагаем и на транспортную модель города, которая находится в разработке. Она будет представлять собой многослойную карту, по которой можно понять, в какое время, с какой интенсивностью и в каком направлении движутся транспортные потоки. В эту модель будет заложен огромный массив разных данных. В том числе, и сведения, полученные от горожан: как часто и по каким направлениям они ездят. В ближайшее время мы начнем анкетирование.
— И вот когда заработает эта модель, тогда, наконец-то, всем будет хорошо?
— По крайней мере, мы стремимся к этому. У нас есть положительные примеры: еще несколько лет назад многие, наверное, не могли представить, что в городе не останется ни одного лампового светофора.
***
фото: Вот бы у всех светофоров была такая волшебная кнопочка!