Некогда думать о кризисе
Многим гражданам, не имеющим предпринимательской жилки, к коим отношу и себя, может показаться сумасшедшим риском открытие в городе еще одного торгового центра — в кризис, о котором сейчас все только и говорят.
Отправляясь на интервью к неизвестному мне директору нового торгово-развлекательного центра «Остров» (улица Федюнинского, 67) Дмитрию Вольфсону, ожидала увидеть многоопытного хозяйственника в возрасте. А меня встретили улыбчивые молодые люди — собственно, сам Дмитрий и руководитель отдела маркетинга Мария Вожигова. И не было на их лицах отпечатка бессонных ночей, проведенных за разработкой антикризисного бизнес-плана.
— На самом деле, и бессонные ночи были, и переживания, и даже некоторые огорчения, — говорит на это Дмитрий. — Дело в том, что проект торгово-развлекательного центра появился около двух с половиной лет назад, когда экономическая обстановка была вполне стабильная. В период строительства мы уже примерно представляли, какие арендаторы какие площади в нашем центре будут занимать, — наметились устные договоренности. Однако сдавали здание в эксплуатацию мы как раз в условиях кризиса, осенью, и многие арендаторы тогда просто «отвалились». Не буду называть марки, но тогда свою деятельность свернули крупные сетевые магазины электроники, спортивных товаров, одежды и обуви. Причем не только в нашем регионе. Таково было распоряжение их головных офисов. Конечно, это не могло нас не расстроить, ведь открытие центра уже было назначено.
— И вы все-таки открылись…
— Это произошло бы в любом случае — одни арендаторы заявили о своей несостоятельности, но появились другие, — присоединяется к разговору Мария Вожигова. — В нашем торговом центре есть несколько крупных магазинов-якорей с известными названиями. Покупатели в них ходили, ходят и, скорее всего, будут ходить. Даже приезжать с других концов города.
— А все-таки для кого, в первую очередь, строился торговый центр?
М.В.: — Для жителей окрестных микрорайонов: Тюменского, Ямальского, Восточного, поселков Ожогино и Боровского. В большинстве своем, это молодые семьи с маленькими детьми. У многих из них — ипотека. А значит, они не могут позволить себе совершать очень дорогие покупки. Поэтому мы ориентируемся на магазины сегмента «эконом плюс».
Д.В.: — Насколько я знаю, в нашем городе становится все меньше магазинов премиум-класса. С дорогими марками сотрудничают от силы два-три торговых центра, которые можно назвать специализированными. Выживают они за счет того, что уже имеют своих постоянных покупателей, которые, несмотря на изменившуюся экономическую ситуацию, готовы отдавать за бренд немалые деньги. Мы же ориентированы несколько на другое.
— На что?
М.В.: — На доступный семейный шопинг и отдых. Анкетирование показало, что горожане хотят получать разные виды услуг в одном месте. Чтобы мама могла пойти к парикмахеру или на маникюр, папа — в магазин электроники, а ребенка на это время можно было бы оставить в игровой комнате, где за ним будут присматривать профессионалы. Сегодня у нас есть предложение для детей — игровая зона. Родители любят проводить здесь детские дни рождения, потому что это весело и удобно -рядом фуд-корт с ресторанами.
— Не боитесь конкуренции? В городе так много торговых центров, что кажется: придумать что-то новое и оригинальное невозможно.
Д.В.: — Бояться нам просто некогда. Мы ежедневно работаем над тем, чтобы быть конкурентоспособными. Ни один бизнес не начнет развиваться успешно, если его создатель не будет заранее настроен на успех. При этом, конечно, надо уметь адекватно оценивать обстановку. Мы знаем, что в городе есть ряд торговых центров, к которым уже протоптана дорожка. Причем симпатии горожан в этом смысле не зависят от места расположения этих центров, людям там просто нравится — и все. Значит, и нам надо сделать так, чтобы посетителям у нас нравилось.
М.В.: — У нас уже есть свои, назовем их так, фишки. Во-первых, это сетевые магазины с приятными ценами, которые давно сделали себе имя и не нуждаются в дополнительной рекламе. А во-вторых, мы активно приглашаем к сотрудничеству тюменский малый бизнес. Вот, например, Марина Филимонова — она нашла идею для собственного бизнеса и заняла нишу, которую в Тюмени вообще еще никто не занимает. По франшизе открыла магазин текстильных подарков «Бабушкин узор». Здесь можно заказать моментальную вышивку на фартук, платок, слюнявчик, одежду… Марина Геннадьевна с сыном освоили технику вышивания и работают сами. Есть у нас и еще одно семейное предприятие — магазин чая, кофе и сладостей «Чашка». Ассортимент хозяева формируют тщательно, витрины оформляют собственноручно. Поверьте, такое трепетное отношение хозяина к своему делу -уже половина успеха.
— Было время, когда малый торговый бизнес добивался успеха в уличной торговле. Бытует мнение, что от кризиса нас и себя, как в 90-е годы, спасут челноки, которые выйдут с товаром на улицу.
Д.В.: — Вряд ли это будет массовое явление. Проблемы, может быть, и повторяются, но наш менталитет в корне изменился. Мы воспринимаем поход за покупками, даже за продуктами, уже не как самоцель, а как времяпрепровождение, когда можно выпить кофе, перекусить, зайти в кино, чем-то занять ребенка, незапланированно купить что-то для души. И все это — в пределах одного центра. Именно поэтому свою популярность теряют не только уличные рынки, но и «стритри-тэйл» — магазины, расположенные вдоль улицы на первых этажах жилых домов.
— Я заметила, что в вашем торговом центре, как и во многих сейчас, есть свободные павильоны. Это тревожный признак?
Д.В.: — Про другие центры ничего сказать не могу, потому что не в курсе их взаимоотношений с арендаторами. А мы только заполняемся, поэтому наши площади не уже пустуют, а пока пустуют. Есть арендаторы, которых находим мы, немало арендаторов, которые сами выходят на нас. Бизнес, несмотря ни на что, развивается. И кризис в данный момент — это не повод опускать руки, а наоборот — стимул к тому, чтобы искать новые, неожиданные и оригинальные решения.
***
фото: Арендаторам ТЦ «Остров» тоже некогда думать о кризисе, они заняты делом.;Арендаторам ТЦ «Остров» тоже некогда думать о кризисе, они заняты делом.