Кормильцам надо помогать
От недавнего заседания Госсовета при президенте малый бизнес ждал многого. Он хоть и малый, но хорошо понимает, какую большую роль играет.
За ходом этого мероприятия следили тысячи бизнесменов, ожидая конкретных кардинальных решений. Тем более что в качестве инициатив к Госсовету поступило порядка 18 тысяч предложений от предпринимателей, в том числе и от тюменских.
— Ценность состоявшегося диалога — в поставленных конкретных задачах, в цифрах, к которым нужно стремиться, — считает Лариса Невидайло, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Тюменской области. — Сейчас малых и средних предприятий в России около шести миллионов. Их совокупная доля в ВВП около 20 процентов. В европейских странах этот показатель достигает 70-80 процентов. За ближайшие пять лет доля в ВВП малого и среднего бизнеса у нас должна вырасти в 2,5 раза. Чтобы это случилось, предпринимателям нужна поддержка самого разного характера — от субсидий до законодательных инициатив.
Для Ларисы Невидайло такая точка зрения — не просто слова и пожелания на будущее. А уже реализуемый план действий. Предпринимателей, которым она помогла выстоять в трудных для них жизненных ситуациях, уже немало. Один из таких примеров — пекарня «Гурман» в поселке Винзили, руководит которой Вячеслав Добрынин. Предприятие — крепкое, развивающееся, но и такой устойчивый бизнес можно задергать, свалить с ног всевозможными мелкими придирками проверяющих. Особенно, если наказания выносить несоразмерные, не разобравшись в сути вопроса.
Для Вячеслава Добрынина быть предпринимателем — все равно, что жить. Друзья не раз его звали пойти на повышение — устроиться в мягких креслах подальше от провинции и «загребать деньги лопатой». Но он отказывался. Философски отвечая: «Пока мы просто товарищи, я не должен заходить к тебе в кабинет, стучать и кланяться, а если окажемся друг у друга в подчинении, то вся дружба может оказаться врозь. Лучше уж буду сам себе хозяин, чтобы делать дело. Что бы ни случилось — хлеб человеку всегда нужен».
Хлебопекарное дело он начинал с самых основ. Однажды дешево удалось купить мельницу, и он открыл мукомольное производство. Вначале готовую продукцию продавал оптовикам, потом сделал следующий логический шаг — в той же деревне открыл небольшую пекарню. Чтобы изучить технологию, вникнуть во все нюансы, объездил десятки мелких и крупных пекарен, спрашивал, учился. А потом сам встал к печи. Пока, как он говорит, «не почувствовал муку», не нашел оптимальное соотношение для того, чтобы хлеб получался вкусным. Сейчас все его работники признают: «Лучше шефа никто хлеб не печет».
— Мы принципиально не используем мажимиксы, которые добавляют для того, чтобы хлеб не крошился, давал максимальный подъем, сохранял нужную кислотность, — говорит Вячеслав Яковлевич. — Все эти добавки — обман, который рано или поздно раскусит потребитель. Если строишь бизнес надолго, то надо это учитывать. И делать ставки на натуральное, местного производства.
Муку в пекарне сейчас используют ялуторовскую и ишимскую. Не потому, что собственную мельницу забросили. Там, по словам Добрынина, сейчас нечего молоть.
— Хлеборобы отчитались перед государством, что собрали много зерна, только не уточнили, какого — продовольственного или фуражного, — рассказывает Добрынин. — В результате хорошее зерно и по 12 рублей за килограмм трудно найти. Есть по шесть, но из этой муки ничего не испечешь. Вот и приходится молоть муку из привозного краснодарского зерна.
За четыре года объем производства двух его пекарен вырос примерно в три раза. Каждый месяц Добрынин ставит перед коллективом задачу увеличить выпуск продукции процентов на десять. Честно говорит, это не всегда получается. Но планка должна быть чуть выше головы. Новички, которые приходят на предприятие, вначале не верят, что такое возможно. Если только работать 26 часов в сутки. Но Добрынин считает, что дело не в количестве, а в качестве.
— Я своим работникам говорю: «А вы делайте такой хлеб, чтоб люди хотели его покупать, тогда и заказов будет больше».
Пекарня «Гурман», действительно, не тратится на наружную рекламу. Ей достаточно «сарафанного радио». Привезут хлеб на пробу в один магазин, глядишь, через какое-то время уже и из другого звонят: «А мы тоже хотели бы вашу продукцию у себя видеть». Винзилинский хлеб завоевал себе место даже на полках таких крупных сетевиков, как «Магнит», «Монетка», «Ашан», «Метро». По словам Добрынина, там их буханки выставляют по 16,60.
— Все спрашивают: «Почему так дешево?», — говорит Вячеслав Яковлевич. — А не надо использовать дорогие импортные добавки, тогда и цена ползти не будет. Я вообще не понимаю, почему хлеб может расти в цене, когда растет доллар. Какая между ними связь? Ничего импортного при таком производстве не требуется — только мука, соль, дрожжи. Даже если «коммуналка» или ГСМ чуть подрастет — резкого скачка быть не должно. Не из бензина же делают хлеб.
А вот проверяющие могут нарушить отлаженную систему работы предприятия. Однажды пришли из Роспотребнадзора и выставили пекарне штраф в 60 тысяч рублей за отсутствие… таблички, запрещающей курение. Тогда Добрынину и пришлось обращаться за помощью к уполномоченному по защите прав предпринимателей. Этот суд и еще несколько других, связанных с использованием этикеток и наклеек, они выиграли.
— Абсолютно уверена, что обращение в суд — крайняя мера, — говорит Лариса Невидайло. — Мы прибегаем к ней только тогда, когда все остальные возможности исчерпаны. Хорошо, что это происходит довольно редко. Тем не менее, обращаюсь ко всем органам власти, всех уровней: давайте быть максимально настроенными на диалог, давайте решать проблемы мирно и конструктивно, направлять время и силы на реальную работу, а не тратить их на судебные разбирательства. К сожалению, во взаимоотношениях бизнеса и контрольно-надзорных органов сейчас складывается практика, что «был бы предприниматель, а уж статья- то на него найдется». Нужно искоренить такую ментальность в принципе. Надо уравновесить ответственность предпринимателя и чиновников за допущенные нарушения. Штрафы зачастую столь высоки, что становятся приговором для предприятия, особенно маленького. А вот ответственность должностного лица, которое предъявляет необоснованные требования, — весьма относительна и несоразмерна причиненному ущербу.
— Страшны не сами проверки, — поддерживает такую точку зрения Добрынин. — Нам бояться нечего. А некомпетентные проверяющие. От таких поборников закона предпринимателям один вред.
Пока одни боятся перемен — Добрынин идет им навстречу. Постоянно экспериментирует с продукцией. Есть в его коллективе люди, которые это его стремление поддерживают. Например, Вере Лисиенко он доверяет самостоятельно разрабатывать рецептуру новых булочек, пирожных, тортов. Есть в пекарне и такой ассортимент. А Маргарита Никитина специализируется на приготовлении кулинарной продукции.
Есть у него в планах и открытие нового мясного цеха полуфабрикатов, и цеха по производству пельменей, и расширение собственной свинофермы, куда отправляют хлеб, не реализованный в магазинах. «Гурман» держит принципиальную позицию: не пускать хлеб в повторное производство. Добрынин уверен: «Хочешь удержаться на рынке — держи планку». Хлеб, как и новости, всегда должен быть свежим.
***
фото: Вячеслав Добрынин;Вера Лисиенко;Светлана Гусарова