Бросаем пожароопасные привычки
Жар от природных пожаров в Хакасии, которые погубили более тысячи частных домов и больше десятка человеческих жизней, обжег всю страну. Каждый регион, затаив дыхание, ждет наступления своего пожароопасного периода. Тюменская область — в том числе.
Конечно, не ждет сложа руки. Каждый год накануне пожароопасного сезона проводятся превентивные мероприятия: вспахивают минерализованные полосы, очищают и углубляют пожарные водоемы, власти и органы профилактики проводят воспитательные беседы с председателями садоводческих товариществ, а председатели, в свою очередь, — с дачниками.
Да много чего еще делается… Но всегда найдется неохваченный профилактической работой человек, который возьмет и подпалит сухую траву на поле близ какого-нибудь поселка или выкинет из окна автомобиля окурок. Пример тому — два возгорания, которые произошли на прошлой неделе на пустырях в районе Велижанского тракта и в районе Старотобольского тракта, недалеко от деревни Субботиной. Пустыри находятся у дороги, поэтому нетрудно догадаться, что стало причиной случившегося. Куда труднее понять, о чем думает (или не думает вовсе?) тот, кто играет с огнем.
— Случаи бывают совершенно разные, — говорит на это начальник межрайонного отдела дознания и административной практики N 10 ГУ МЧС по Тюменской области Руслан Валиуллин. — Например, в прошлом году бабушка 1938-го года рождения сжигала на своем дачном участке сухую траву — в железной бочке сжигала, как и положено, но периодически заходила в домик, отвлекалась. Поэтому не заметила, как ветром подхватило горящий клочок травы и отнесло на соседскую баню. Баня сгорела. Бабушка и сама потом не могла объяснить, как это получилось — сколько лет держит дачу, ни разу подобного не происходило, потому что все правила безопасности она соблюдала. Ладно, сосед пожалел пожилого человека — не стал предъявлять иск.
А года три назад было и вовсе курьезное происшествие: тракторист вспахивал поле, очищал его от сухостоя, а из выхлопной трубы вылетела искра — что-то там в тракторе неисправно было, — и трава загорелась. То есть, чего пытались избежать, то и случилось. Поэтому однозначно сказать, кто может стать виновником пожара, а кто -нет, невозможно. Все зависит от степени ответственности человека перед самим собой и перед людьми, которые живут рядом.
— Я слышала, что в этом году резко увеличилось количество пожаров в дачных поселках, хотя пожароопасный сезон еще даже не наступил.
— Это связано с тем, что сейчас многие переезжают в дачные дома на постоянное место жительства, а значит, и риск возникновения пожаров растет, потому что люди пользуются электроприборами, топят печи. Есть еще такая тенденция: мигранты, которые получают разрешение на временное проживание в России, не снимают квартиры, потому что это дорого, а покупают землю в СНТ и строят дома. Сами же проводят к ним электричество — как попало.
— Но председатели СНТ начеку?
— Я бы не сказал. Сколько раз было: пожарные приезжают на ночной пожар в дачный поселок, а сторожа либо вообще на месте нет, либо он не располагает никакими сведениями о владельце участка, на котором произошло возгорание. Хотя у него должны быть под рукой номера телефонов всех собственников. Снабдить сторожа всей этой информацией — как раз задача председателя. Проблема в том, что зарплаты у сторожей небольшие, поэтому браться за эту работу мало кто хочет. Нередко охранять дачный поселок нанимают человека, злоупотребляющего спиртным. В случае пожара с такого — если он будет пьян, — даже свидетельских показаний толком не возьмешь.
— А что может изменить наше отношение к огню?
— Я думаю, отношение уже постепенно меняется. В прошлом году количество природных пожаров было ощутимо меньше, чем в предыдущие годы. Предполагаю, что роль в этом сыграла, в том числе, и профилактическая работа: в городе на больших экранах и по телевизору регулярно показывают информационные ролики. А я лично агитирую людей за то, чтобы они отказались от старой привычки сжигать сухую траву. Из всех дачных поселков вывозят мусор, а значит, можно срезать сухостой, складывать его в мусорные мешки и просто выносить к бакам.