Вороний день в узком кругу
В тайге и тундре возвращение тепла означает продолжение жизни. Поэтому коренные народы Севера с трепетом ждут хлопанья черных крыльев и хриплого грая: вороны, в их представлении, — вестницы весны.
Конечно, Тюмень не назовешь по-настоящему северным городом, но ханты, ненцы и манси, живущие здесь, все равно каждый год отмечают «Вороний день» — праздник, который они устраивают для себя, но приглашают на него всех желающих.
По давно сложившейся традиции, гулянья проходят в музее-заповеднике на озере Андреевском. И в этом есть глубокий смысл — на территории музея давным-давно было стойбище предков финно-угорских племен. Археологические раскопки в этой местности начал еще основатель тюменского краеведческого музея Иван Словцов. Больше чем за сто лет ученые обнаружили три десятка древних поселений разных эпох, хорошо сохранившиеся фрагменты городищ, могильников и святилищ, самые ранние из которых относятся к каменному веку, а это ни много ни мало — пять тысяч лет до нашей эры. Одна из самых важных находок — древнее мансийское святилище IX-XIII веков, подарившее археологам множество неизвестных прежде предметов культа и украшений, часть из которых можно увидеть на постоянной выставке «Из глубины веков».
Не покладая рук трудились члены организации коренных малочисленных народов Севера «Кедр». Они смогли воссоздать на территории музея жизненный уклад ханты и манси, представленный реконструкциями традиционных жилых и хозяйственных построек, глядя на которые гости могут представить себе все богатство и своеобразие духовной культуры и быта северных народов, владевших тайнами гармоничного сосуществования с дикой природой.
А несколько лет назад, в рамках реконструкции, воссоздающей традиционный жизненный уклад коренных северных народов, появился небольшой «живой уголок». Нынче за его обитателями ухаживают члены общины КМНС «Тор». Постоянным читателям «Тюменского курьера» все звери и птицы знакомы поименно: как, например, лебедушка Василиса, вместе с курами, утками, бандой агрессивных гусей и многочисленным семейством кроликов. Также в музее живут: веселый пес Мишка и его строгий старший товарищ — рыжий Чубайс, толстый пушистый кот Ха-ритон и независимый, гуляющий сам по себе Семен. И, конечно, семейство коз: Федя, Маня и двое их недавно родившихся сыновей -Нуви и Ай Нуви. Кстати, именно в минувшую субботу козлят впервые показали гостям — во-первых, в честь праздника, а во-вторых, потому что погода, наконец, установилась достаточно теплая. Даже снег на территории заповедника основательно подтаял. Ну, как тут не поверить в ворону — вестницу весны?
… Жаль только, что людей в этом году приехало меньше, чем когда-либо. Как признала заведующая музеем Ирина Малых, средства на проведение «Вороньего дня» в этом году выделены не были. Но отменить празднование, к которому все так привыкли, казалось невозможным, поэтому община «Кедр» изыскала, сколько могла, из собственных ресурсов. В итоге приехали в основном члены северных землячеств и сами «кедровцы», да еще школьники из ближних населенных пунктов. Впрочем, от этого праздник даже стал каким-то домашним и уютным. Практически все друг друга знали и с удовольствием общались, а ребятня носилась по стойбищу-реконструкции веселой гурьбой. От подготовленных танцевальных и песенных номеров гости постепенно перешли просто к караоке. К столам, уставленным традиционными блюдами — ухой, олениной и пирогами, — подходили все желающие согреться и перекусить. В завершение самым маленьким предложили найти спрятанных на территории ворон и получить приз, а ребятам постарше — посоревноваться в национальны х видах спорта, в частности, прыжках через нарты.
Конечно, не обошлось без участия шамана, роль которого в этот раз исполнял ямальский художник Леонид Лар. Главный смотритель Степан Яндо, обычно отвечавший за общение с духами, в этот раз присутствовать не смог — уехал домой в тундру, в отпуск.
Но Леонид Алексеевич справился с задачей блестяще — недаром же он долгое время изучал шаманизм народов Крайнего Севера и даже написал цикл картин, навеянных этой древней религией. Кстати, часть из них можно увидеть на выставке «Шаманы и боги народов Севера». Помимо полотен там представлены разнообразные предметы оккультного значения и даже воссоздано так называемое святое место — алтарь-жертвенник, на который ханты, манси и ненцы приносили, да и по сей день приносят, разные ценные предметы, чтобы задобрить богов.
В праздничный день Леонид Лар работал на своей выставке экскурсоводом и рассказал множество интересных фактов. Например, что на современном Севере на святое место приносят не только денежки и шкурки ценных пушных зверей, но и. сигареты. Они тоже считаются ценными. А еще оттуда можно забрать монетку, скажем, царских времен, обменяв ее на современную, и боги не обидятся.
… Хорошо, что, несмотря на финансовые проблемы, праздник удался, но печально, что так мало людей смогло в нем поучаствовать. На мой взгляд, нет лучшего способа приобщиться к древней истории нашего региона, чем побывать на «Вороньем дне» — весело и познавательно. Возможно, Музейная ночь окажется более щедрой на посетителей.
***
фото: Леонид Лар проводит обряд очищения;Прыжки через нарты.