X

  • 26 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 131
  • 5630

Триста девять. Баллада о снайпере

«Битва за Севастополь», Россия, Украина, 2015. Режиссер Сергей Мокрицкий. В ролях -Юлия Пересильд, Евгений Цыганов, Олег Васильков, Джоан Блэкем, Никита Тарасов, Полина Пахомова и др. 12+.

ЛЕДИ СПАСЕНИЕ

… Когда в 1943-м она прилетела в США, американцы назвали Людмилу Павличенко «Леди Смерть». И никак не могли поверить, что эта молодая женщина в форме Красной армии — изумительно меткий снайпер, что она уничтожила триста девять гитлеровцев.

А была она, на самом деле, леди Спасение. Каждый враг, сраженный пулей из ее винтовки, больше не мог убивать. И кто мог сосчитать своих, родных, советских, оставшихся живыми, дождавшихся Победы, благодаря ей, бойцу 25-й Чапаевской стрелковой дивизии! Благодаря той, что в 1943-м была удостоена звания Героя Советского Союза. Комиссованную после тяжелых ранений и контузий, ее направили в Америку с особой миссией — рассказать правду о войне и попытаться ускорить открытие союзниками второго фронта.

Необычным и достойным уважения при сегодняшних обстоятельствах выглядит тот факт, что это -совместный проект коллег из двух стран, кинокомпаний « Новые люди» (Россия) и «Кинороб» (Украина). Начатый в 2012-м, он наконец-то увенчан выходом двухчасовой картины на мировые экраны. Вряд ли его можно назвать строгим, безупречным в мелочах, воссозданием биографии девушки-снайпера, защищавшей Одессу, а потом и Севастополь. Это и суровая военная драма, и романтическая баллада о любви на войне (любви, слишком часто обреченной на разлуку стремительную и беспощадную).

Авторы попали в десятку с выбором актрисы на главную роль: уроженка Пскова Юлия Пересильд -хрупкая, миниатюрная, голубоглазая, сменившая привычный для меня образ платиновой блондинки на красиво уложенные русые косы — сыграла героиню сильную духом. Ее предвоенная Людмила, дочь офицера НКВД, немногословна, скупа на эмоции. Больше думает о занятиях в университете, чем о любовных романах. Но учебу приходится прервать: талант стрелка замечен, и ее направляют в школу снайперов. «Если завтра война», то ты будешь к ней готова. Так и произойдет.

Она не сломается в круговерти жесточайших боев только благодаря своим ангелам-хранителям, которые, увы, смертны. Но до своего последнего часа они будут рядом с ней. Снайпер-ас капитан Макаров (небольшая, но яркая роль Олега Василькова), ее первая любовь — жаль, что очень короткая. Леонид, новый напарник в походах к рубежам врага, на ежедневную опасную охоту (Евгений Цыганов) — и ему она откроет сердце. Военврач Борис, несостоявшийся довоенный жених, по-своему забавный одессит, который отдаст ей, больной, раненой, свой талон на эвакуацию из обреченного Севастополя.

Не стану никак комментировать любовные линии фильма, пусть в них присутствует вымысел (по информации из исторических источников, Людмила Павличенко вышла замуж задолго до войны и имела сына). Любовь могла быть, потому что что-то должно было держать на плаву женщину в кромешном аду войны.

ИЩУ БИТВУ В «БИТВЕ ЗА СЕВАСТОПОЛЬ»

Фильм режиссера Сергея Мокрицкого, больше известного по телесериалам, все-таки получился неровным, ему недостало масштабности и эпического размаха, заявленного в названии. Битвы за город у Черного моря, длившейся 250 дней и ночей, здесь все-таки нет. Как почти нет и мощных, сделанных на предельном накале, батальных сцен. Разве что вспомню эпизод, где фашистские самолеты атакуют суда с ранеными, на помощь спешат «ястребки» — и компьютерные спецэффекты создают захватывающую иллюзию сражения за жизни сотен бойцов, среди которых и она, Людмила.

Белыми нитками сшита сцена ее первого боя. Ошеломленная разрывами, смертью находившихся рядом товарищей, она через смотровую щель поражает водителя немецкого танка. Удивительно, что танк на поле схватки всего один, а обороняющихся, как и атакующих, совсем немного.

Вообще щадящая тактика съемок присутствует почти на всем протяжении фильма. Возможно, бюджет в 124 миллиона рублей (не так уж и много) и некие трудности в изменившихся политических реалиях заставили тех, кто двигал проект, умерить творческий аппетит и пойти по пути экономии.

Не хватило мне в фильме и тех «черных бушлатов», которые легли в землю, обороняя на суше город-порт. Моряков Черноморского флота, которых, с подачи снайпера Павличенко (есть такой эпизод), переоденут в солдатские гимнастерки — чтобы труднее было убить. Появляется на пару минут некий адмирал, который ведет войну не слишком умело, — и все.

… Но я стану вспоминать лучшие сцены. Одна из самых сильных — та, где Людмила и Леонид попадают на минное поле и пытаются спастись. Они бегут, а их догоняют вспышки и дымные шлейфы разрывов.

Украсила фильм и песня Виктора Цоя «Кукушка» в новой аранжировке Константина Меладзе. Голос Полины Гагариной — настоящее откровение, мурашки по коже (вечером того же дня я отыскал в Сети этот клип и записал -хочется слушать еще и еще).

Порадуюсь той новой планке, что взяла 30-летняя Юлия Пересильд. Кстати, тема Великой Отечественной и раньше присутствовала в творчестве этой актрисы — она снималась в телесериалах «Лето волков» (по повести Виктора Смирнова « Тревожный месяц вересень», которой я зачитывался в детстве), «Диверсант-2», «Палач».

Еще одно приятное открытие -Джоан Блэкем в роли Элеоноры Рузвельт, жены президента США. По сюжету, она ведет заседания международной конференции студентов-антифашистов, где присутствует и делегация из СССР. Миссис Рузвельт восхищена отвагой Людмилы и берет над ней шефство. Они успевают подружиться. Элеонора-Джоан ведет себя с гостьей из страны Советов так непритворно и искренне, излучает столько обаяния, что могу только поаплодировать немолодой актрисе с Британских островов.

На воскресном утреннем сеансе в кинотеатре «Синема Парк» собрался почти полный зал. А ведь у «Битвы за Севастополь» был могучий американский конкурент — автомобильный блокбастер «Форсаж 7», на который густо хлынула молодежь. Впрочем, молодые были и в нашем «пятом». Поговорил с контролером и узнал, что в первые премьерные дни и вовсе был аншлаг — фильм замечен, его ждали.

По данным сайта kinopoisk.ru, начиная со 2 апреля, когда фильм вышел в прокат, его посмотрели более 830 тысяч россиян.

P.S. Как свидетельствуют биографы, Людмила Михайловна Павличенко родилась в 1916-м, а ушла из жизни в 1974-м. Фильм светлой памяти о ней увидел свет через 41 год. Но лучше поздно, чем никогда. Нет, поправлю сам себя -никогда не будет поздно!

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта