Вся жизнь в поле
Эльвира Холодина гордится делами своего отца Ивана Константиновича Холодина во благо родного края. И делится воспоминаниями о жизни руководителя областного масштаба военных и послевоенных лет.
Иван Холодин родился в 1905-м году в Нижегородской губернии в многодетной семье. Работал на заводе «Красное Сормово» в Горьком. От рабочего прошел путь до редактора заводской газеты «Вагонный поток» и секретаря комсомольской организации цеха. После — работа секретарем Кировского райкома ВЛКСМ в Омске. Затем — Ишим (еще в составе Омской области), где с 1936 по июль 1944 года Холодин возглавлял районный финансовый отдел, а с 1940 года и райком партии.
Пришел 41-й год. Для выполнения планов поставок на фронт хлеба, мяса, шерсти труженикам деревни приходилось работать с утра до ночи. Как руководитель Холодин старался оказать им моральную поддержку и правильно организовать трудовой процесс. Сутками ездил по полям и фермам. Садился за руль, давая отдохнуть водителю от тряской езды, беседовал с трактористами и шоферами. Не только техники, даже лошадей было очень мало, часто коровы исполняли роль тягловой силы, а работали старики, дети, женщины. Но, несмотря на трудности, тыл жил в едином порыве с фронтом. Ишимский район и поныне остается житницей хлеба.
Тогда же под руководством Ивана Константиновича в Приишимье, кроме продуктов, собрали для фронта дополнительно 35 миллионов рублей на строительство танковой колонны под названием «Омский колхозник». В 1943 году пришла правительственная благодарность на имя Холодина И.К. и Григорова В.В. (председателя райисполкома) с подписью Сталина. Последовала и награда — орден Трудового Красного Знамени.
С образованием Тюменской области летом 1944 года Холодина назначают заведующим отделом сельского хозяйства Тюменского обкома партии. Как и всегда, Иван Константинович не щадил себя: Ханты-Мансийск, Голышманово, опять Тюменский обком, где встретил пенсионный возраст. Но и на пенсии работал инспектором по кадрам в строительном тресте и на протяжении 17-и лет возглавлял городской и областной советы ветеранов.
Судьба оказалась милостивой, он прожил 90 лет и ушел 13 июня 1995 г. Прошу Эльвиру Ивановну рассказать о себе и о том, каким она помнит отца?
— Я родилась в Ишиме в 1942 году. В детстве представляла себя артисткой, всегда пела и танцевала, взрослые называли меня певуньей. У нас на квартире стояли эвакуированные из Таллинна, жена генерала тетя Хильда. У папы работала девушка из Латвии Оля Макарова, которая потом стала спецкором в газете «Советская культура» по Прибалтике. Я хочу сказать, что Ишимский район не только давал хлеб стране, формировал воинские подразделения, но и был приютом от ужасов войны и сохранил сотни тысяч жизней…
Я окончила музыкальное училище и исторический факультет ТюмГУ. В музыкальных школах и педучилище N 1 преподавала музыку без малого 50 лет, в художественной самодеятельности занималась с вокалистами… Я с детства «купаюсь» в музыке, это заслуга моих родителей. У нас в доме слушали пластинки с записями классической и народной музыки, папа играл на гитаре и красивым баритоном исполнял русские народные песни.
Мы с сестрой Маргаритой (она физик-математик) росли в атмосфере добра и взаимопонимания. Союз Ивана Константиновича и Александры Ивановны — образец супружеской пары, их взаимное уважение было беспредельно, а у папы с его почти круглосуточной, психологически сложной работой был крепкий тыл. Недаром же они отпраздновали бриллиантовую свадьбу — 60 лет, и ушли друг за другом.
Книг, журналов, репродукций живописи у нас было большое количество. Сначала жили в неблагоустроенном доме по улице Ванцетти, переехали в благоустроенную квартиру, площадью больше, и она стала известна ветеранам: они постоянно приходили к нам и обсуждали с папой свои вопросы.
Я до сих пор помню наши семейные прогулки по Тюмени с фотоаппаратом, на ипподром, на каток или на речку по улице Водопроводной, где папа учил детей плавать. Поездки за грибами и ягодами. Папа играл в футбол, ездил на велосипеде, писал заметки в газету и… любил цветы клевера. Еще он всегда обращал внимание на культуру, где бы ни работал: даже во время войны при его участии открылись музыкальные школы — в Ханты-Мансийске и Голышманово.
Отличный семьянин Иван Константинович продолжается во внуках и правнуках. Казалось бы, все хорошо, но как дочери мне очень жаль, что ни в одном из городов, которым он отдал частицу своей жизни в трудные для страны годы, нет ни улицы, названной в его честь, ни мемориальной доски. Словом, ничего, что могло бы рассказать современнику о гражданине и патриоте своего края.
… Эльвира Ивановна права: без прошлого нет будущего, настоящее мы делаем сами. И, возможно, власти названных населенных пунктов задумаются? Ведь сейчас так много микрорайонов, новых улиц, которым нужны названия. Нам бы следовало знать имена земляков, оставивших заметный след в истории края и быть благодарными их памяти.
***
фото: Иван Холодин с дочерями Эльвирой и Маргаритой и женой Александрой Ивановной.