X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Один вечер в самолете

На спектакль «Самолет-беглец», поставленный четверокурсниками театрального отделения Тюменского колледжа искусств, я попала случайно.

Так прыгают в первый попавшийся автобус, падают в подвернувшуюся тачку, едва поинтересовавшись, куда, собственно, она едет… Я просто шла мимо пасхального храма, мимо усталых прохожих, почти мимо колледжа … Но вошла внутрь — чтобы набрести на закрытую дверь малого зала, за которой вовсю шло действо.

Вы не представляете, как порою полезно с корабля — на бал! Пьеса болгарского актера Камена Донева «Самолет-беглец» — это, вообще-то, комедия, причем комедия с философским подтекстом. Затянувшийся полет со случайными попутчиками становится сценой для прозрений и исповедальных высказываний главных героев, за жизнью которых, как за театральным земным действом, следят ангелы…

Обращение к такому материалу говорит как минимум об изысканном театральном вкусе. Тюменцы собрались соперничать не с кем-нибудь, а с Ириной Полянской и с современными и несовременными питерскими составами, включая Горошевского, и с самим Марчелли. И не проиграли, не прогадали!

Во-первых, продолжительность аналогичной питерской постановки — три часа. Длительность, которой вряд ли требует камерный формат спектакля. В этом плане тюменцы, уложившиеся в полтора часа, оказались на высоте: от их постановки веет здоровым напором, спортивно-музыкальным азартом, свежестью, чуть не кинематографической ритмичностью (смена сцен тянет на смену кадров), а там, где надо, — искрометностью реплик в духе Кустурицы.

Катя Христозова

Во-вторых, получился по-хорошему европейский спектакль. Актеры не просто молодые, а юные, и то, с каким аппетитом, и как точно попадая в жанр, они играют стариков, влюбленных, пьяниц, — завораживает. Психологическая точность выражений лиц актеров заставляет задержать дыхание — я пригласила бы их в кино завтра же, если бы мне дали кинокамеру… В чистейшем смысле этого слова ребята ловили кайф, оказавшись Марго, Рамзесом, мужем контролерши и другими. Пьеса делится на ряд разновременных эпизодов. Герои периодически встречаются и любят друг друга вопреки обстоятельствам, неудачным замужествам и дальним перемещениям, старые они, усталые, занятые работой или отдыхающие на скамейке в саду. И актерская работа здесь ответственная: надо сразу, с первого мгновения попасть в состояние, в возраст, в ритм.…

Продолжительность пауз, нужные дозы волнения — натурального, нечаянного смеха; смелые ходы, когда два актера спиной к зрителям ведут диалог — это кураж… Это волна, энергетика, электрические разряды — как хотите назовите чудо перевоплощения, посещающее даже мастеров не каждый вечер, но оно, именно оно здесь было! Хотелось соскочить со стула и побежать на сцену — давай, я поддержу эту мизансцену… Причем, что совершенно невероятно, ощущался у ребят запас сил и средств дотянуть до пятерки с семью плюсами — не потому, что что-то было сыро, а просто потому, что у парней и девчат явно пороху хватит на большее…

Зрителей на спектакле — до обидного мало — изысканная публика, прямо какой-то закрытый показ. А ведь то, о чем спектакль, требует не говорения — орания во все горло именно сейчас, сегодня, в наше время виртуального отупения… Ведь спектакль, конечно, о любви. О вечной, прекрасной, не исчезающей с годами и срывающей все запоры, смывающей плотины, смеющейся над придуманными условностями, помехами и запретами и ничего не боящейся!

Катя Христозова

Думаю, со мной согласятся, что этот спектакль режиссерский. Валерию Архипову свойственна чеховская ирония, брехтовские находки и мизансцены в духе Марчелли: они отлиты здесь в некую единую стилистическую целостность — «стиль Архипова». Руководители курса (Е.В. Орлова и В.В. Архипов) все время находились рядом, поддерживая «дебютную роту», но, конечно, не только в этом главный секрет успеха спектакля. Сама совокупность изобразительных средств, дозировка минимализма, жизненность комедийности оказались необходимой гремучей закваской.

Мне от души жаль всех, кого не было в маленьком зале колледжа искусств 15 апреля на спектакле «Самолет-беглец»: у них была неудачная неделя и они недополучили порцию озона, высочайшего эстетического удовольствия и просто — счастья!

***
фото: Сцены из спектакля.;Сцены из спектакля.;Сцены из спектакля.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта