X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Золото державы

«Территория», Россия, 2014. По роману Олега Куваева. Режиссер Александр Мельник. В ролях: Константин Лавроненко, Григорий Добрыгин, Егор Бероев, Ксения Кутепова, Евгений Цыганов, Константин Балакирев, Петр Федоров и др. Возрастное ограничение — 12+.

ПЕРВАЯ ЧАЙКА?

Боюсь спугнуть эту белокрылую чайку, ибо ласточки не живут на Крайнем Севере. Первую чайку — потому что такого фильма в новом российском кино еще не было. Наконец-то оно обратилось к героям истинным, уникальным в своем благородном ремесле -геологам.

И то, что этот проект — с экранизацией одноименного романа писателя-геолога Олега Куваева — поддержали первые лица государства, а также ряд отечественных компаний и бизнесменов, рождает смелую мысль, что «Территория» — это только начало. Хотя почему начало? Прекрасные фильмы о Гагарине, Харламове, Высоцком оставили свой заметный след в душах тысяч зрителей.

Но и «Территория» — нечто особенное. Очень интересная попытка профессионального и человеческого портрета тех, кому выпала сверхзадача умножить могущество державы приростом ее золотого запаса. А проще говоря — работать до седьмого пота, мерзнуть, голодать по необходимости, без жалости к себе жечь здоровье, мужественно переживать неудачи «пустой породы» и ждать ослепительного мига удачи.

Фильм начинается строками посвящения «погибшим в маршрутах, затерявшимся на материке». Не хочу больше употреблять высокие слова, но позволю себе лишь одно — это реквием. Реквием по всем, кто пережил войну, но не вернулся домой в мирное время.

Мы знаем: «Территория» — это Чукотка, а роман, ставший литературной основой для фильма, построен на реальных событиях. Вымышлены имена, те или иные ситуации. Все остальное — суровая, но и счастливая правда: эти люди высокой пробы сделали все, что могли, и нашли золото.

И я с чувством удовлетворения читаю в титрах (они необыкновенно длинны, потому что много соотечественников причастно к фильму), что помощь в его создании оказали и нынешние золотодобытчики края. Живет, живет Территория! Все было не зря.

ШТУЧНЫЙ НАРОД

А у нас свое открытие — визуального великолепия этой местности, настоящей «терра инкогнита», неизведанной земли. Уносящиеся вдаль белые равнины; ранний лед, сковывающий чистые реки; край самого холодного из океанов. Несокрушимые скалы, вздымающиеся в небо; низвергающиеся водопады — и безмолвие.

Но пространства Территории разбужены теми, кто приехал сюда работать.

Начальство грозится закрыть здешнее геологическое управление — тут есть олово, а вот по части золота перспективы безрадостны. Но главный инженер Илья Чинков (актер Константин Лавроненко) покидает совещание в Городе со словами: «Территорию я вам не отдам».

Для него, аса геологоразведки по прозвищу Будда, это новый вызов — вероятно, самый большой в судьбе. И его команда начинает действовать.

Не хочу пересказывать сюжет далее — это ненужно. Кинороман, который длится более двух с половиной часов, неспешен, обстоятелен, волен в смене лиц и природных декораций.

Тут нет случайных людей; отряд геологов, как тот золотоносный песок, промыт на лотке жесточайшей, без малейших поблажек, работы. Многие прошли войну, а после нее не осталось страхов и сомнений: победа рано или поздно придет… Тут нет случайных персонажей, нет серой, одноликой массы — это штучный народ. И каждый раскроется для нас чем-то неповторимым.

Бывший танкист дядя Костя (небольшая, но яркая роль недавнего старшины Васкова из картины «А зори здесь тихие.» — Петра Федорова) — одинокий, по-своему несчастный, привычно и комфортно чувствующий себя в странном маленьком жилье, напоминающем башню «тридцатьчетверки».

Старатель по прозвищу Бог Огня (Олег Соколов), нежно вспоминающий сынишку и дочурку — но не имеющий их, потому что никогда не был женат. Не сумасшедший, но путающий за бесконечной промывкой песка явь и мечту.

Скромный труженик по прозвищу Кефир, веселый парнишка в солдатской каске, не лишней, когда взрываешь мерзлоту ради нового шурфа (его играет Константин Балакирев — актер, которого я некогда открыл для себя в мюзикле «Стиляги»). Это Кефир найдет самородок — и откажется от выпивки, которой на радостях решит поощрить его начальник. Со словами, которые я записал в качестве цитаты (так понравились): «Спирт нам никак нельзя. Фарт спугнет. Закон старателей!»

Инженер Андрей Гурин (Евгений Цыганов, которого мы недавно видели в «Битве за Севастополь») -словесно бичующий «приобретателей», но сам смакующий редкостные сигары, иностранный коньяк, музыку с виниловых дисков «из-за бугра, от знакомых». Горные лыжи, на которых он умеет кататься, сослужат ему плохую службу. И чукотский пастух, старик Кьяе (65-летний Герасим Васильев сыграл свою первую роль в кино) загонит оленей, чтобы доставить Гурина в поселок.

Это фильм и о братстве «белого безмолвия», где нет равнодушия к жизни ближнего. Где любая промашка может обернуться смертью товарища и тем страшным грехом, что будет сжигать душу до гробовой доски. Хотя есть и паршивая овца. Кто-то, казавшийся своим до мозга костей (имя персонажа не называю в интересах будущих зрителей), покажет истинное лицо и выстрелит в спину. Ради золота, ради наживы…

А чего мне в фильме не хватило, так это. Чинкова. Он выступает стратегом, вовремя появляется в тех или иных точках на «маршруте действия», раздает волевые команды — но все-таки отодвинут на второй план.

… Перечисляя мужчин, я забыл о женщине. Очень важная роль у актрисы Ксении Кутеповой — она играет журналистку из Ленинграда Сергушову, которая прилетела за тридевять земель, чтобы написать о геологах Территории. И она же выступает рассказчиком, таким же неспешным, как сам фильм, негромким и точным. Это — дань роману и тем словесным образам, которые не всегда можно сделать визуальными.

ПЛАТО ПУТОРАНА

Вот где я побывал впервые, пусть по ту сторону экрана. Это плато (природный государственный заповедник) находится на севере Красноярского края. Съемки шли и здесь, и на Чукотке (не забыть, кстати, отметить великолепную, на мой взгляд, операторскую работу Игоря Гринякина). Лагерь, разбитый в этих местах, пришлось охранять от медведей и росомах — с оружием, как полагается.

О самих съемках можно прочесть в Сети массу интересного, но мне пора закругляться, поэтому адресую любопытствующих к киносайтам. Добавлю, что работа в целом получилась многотрудная, растянувшаяся на несколько лет (северные киноэкспедиции были организованы в 2011-м и 2012-м). И потребовали внушительного по российским меркам бюджета в 18 миллионов долларов.

Того стоило? Думаю, что да. Это, действительно, незаурядное, сильное и очень необычное по нынешним временам кино. Надеюсь, оно будет востребовано и мировым экраном.

… А в финале (точнее, сразу после него) будет кадр с портретом писателя Куваева, слишком рано, в 40 лет, ушедшего из жизни. И еще одно посвящение — «нашим родителям, осуществившим послевоенную мечту о большой, мирной и счастливой жизни».

***
фото: Чинков и промывальщик Куценко (Константин Шелестун) где-то на Территории.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта