Роман — исключение
Александр Григоренко. «Мэбэт». Издательство «РА Арсис-Дизайн», 2011 год.
То, что имя Александра Григоренко, журналиста из Дивногорска, вообще прозвучало как писательское — это, по-моему, большая удача для нас, читателей. А ведь могли и пропустить: никому не известный автор, роман дебютный. Если бы текст не попал в руки Леониду Юзефовичу, а тот не порекомендовал бы его журналу «Новый свет», то, наверное, не было бы у ненецкой писательницы Анны Неркаги и хантыйского автора Еремея Айпина такого достойного продолжателя.
Дело в том, что «Мэбэт» — книга не просто необычная, рискну назвать ее исключительной. Потому что, во-первых, она о человеке тайги (к этой теме современные писатели почти не обращаются). Во-вторых, роман отчетливо стилизован под легенду или даже эпос, что тоже редкость. Третье: он не про любовь. Точнее, про любовь, но не романтическую. И еще одна отличительная черта повествования — четкий и прозрачный слог, выверенные конструкции, безупречно развертывающийся, ни на минуту не проседающий сюжет. От этой книги просто не оторваться.
В центре сюжета — ненец Мэбэт — «любимец божий», рано осиротевший, без друзей, беспечный и легкий. Он запросто справляется с пятерыми, ловя на лету их стрелы, сооружает хитрые ловушки нападающему на него небольшому войску — но люди его не любят. Потому что это человек, который «сильнее своей судьбы», над которым нет тяжести закона, мнения и традиций. Которому всегда везет. Плоская, как и полагается эпосу, фигура, не за что зацепиться — молод, рад себе, счастлив. Законы Мэбэту не писаны.
По всем канонам жить и умирать ему одному. Но Григоренко наделяет своего героя семьей и делает то, что Мэбэту еще в самом начале обещает мудрый ненецкий старик — ломает лед его сердца, учит плакать, подарив внука. Ради этого ребенка уже после смерти Мэбэт отправляется в странствие, чтобы выпросить у богов несколько лет жизни — столько, чтобы внук успел повзрослеть.
Путь Мэбэта и на земле, и после смерти заканчивается равно далеко и от победы, и от поражения. Роман Григоренко вообще далек от привычных путей, но близок к подлинному эпосу.
***
фото: