Только пули свистят по степи…
«Дорога на Берлин», Россия, киноконцерн «Мосфильм», 2015. По повести Эммануила Казакевича «Двое в степи». Режиссер Сергей Попов. В ролях: Юрий Борисов, Амир Абдыкалыков, Максим Демченко, Мария Карпова и др. Возрастное ограничение -12+.
… Изнанка войны. А может ли она быть вообще в этом упорядоченном хаосе боев местного значения и гигантских сражений, гибели целых армий и крушении мира для одного отдельно взятого солдата в давно не стиранной гимнастерке, выцветшей пилотке с красной звездочкой и с винтовкой Мосина на плече?
Однако бывает нечто страшнее самой смерти. Герою фильма — молоденькому лейтенанту Огаркову, офицеру связи, предстоит пережить это мучительное, растянувшееся во времени, испытание. Приговор военного трибунала — расстрелять Огаркова за трусость и невыполнение боевого задания.
Легко ли быть чужим среди своих, считать часы до пули в грудь, что оборвет твою так и не состоявшуюся жизнь?
Но трусом он точно не был. И паникером. И уж тем более — изменником Родины. В невероятной суматохе 1942-го, когда Красная армия чаще терпела поражения, чем побеждала, в круговерти прорывов и окружений, он, конный связной, просто не нашел тех, кого искал. Немцы прорвали фронт, вот и оказался Огарков со своим срочным приказом о передислокации несолоно хлебавшим.
Но трибуналу подавай виновного. Вихрастный растерянный лейтенант — простоволосый, в гимнастерке без ремня — еще пытается что-то объяснить, но его не слушают. Дивизия, куда он ехал посреди ночи, вроде бы погибла вся. Вина его просто огромна. Значит, к стенке.
… Признаюсь, что я не читал повесть Эммануила Казакевича, по которой снята эта не слишком дорогостоящая, но по-человечески пронзительная и трогательная кинолента (назвал бы ее «негромким кино о незаметных героях войны»).
Но любой минус можно попытаться обратить в плюс. Не зная сюжета, ваш обозреватель быстро был вовлечен в «хождение двух солдат по мукам» и почувствовал то, что и называется сопереживанием.
Огарков вдруг получает спутника — конвоира и рядового Джурабаева (актер Амир Абдыкалыков). Сурового, молчаливого казаха, тоже молодого — и преисполненного решимости довести приговоренного «куда надо». То есть в штаб армии. А вот туда еще надо дойти в кровавой перепутанице тяжелейшего военного лета. Уцелеть, не попасть в плен, выполнить приказ.
Это та дорога, а лучше сказать, скользкая тропинка между жизнью и смертью, которую не выбирают по своей воле. И каждый из двух вдруг ощущает, что вместе легче выжить. Что есть нечто, связавшее их посреди той степи, по которой они идут, ночуя в стогах сена.
Судьба вдруг дает Огаркову шанс. Набрели на своих, из разбитых частей, от которых осталось всего-ничего… Лейтенант без петлиц теперь рядовой, но ему вернули оружие. «Выйдем из окружения, тогда и найдете свой штаб армии».
И солнце снова улыбнулось тому, чей расстрел отодвинут на неопределенное время. Право, лучше умереть в бою. А он, бой, выдался нешуточным. И оба, приговоренный и его конвоир, оказались не последними солдатами.
Так и появляется в фильме, пусть в эпизоде, военный корреспондент «с лейкой и блокнотом». Фотография отважных воинов Огаркова и Джурабаева должна появиться во фронтовой газете.
Но еще совсем не конец «долгой дороги в дюнах», если вспомнить название старого хорошего сериала, тоже во многом посвященного событиям Великой Отечественной. Я же остановлюсь, провожу героев, которые продолжают свой суровый переход во времени и пространстве большой войны. Остальное вы узнаете сами — и из фильма (который достоин того, чтобы его включили в свою коллекцию наши телеканалы), и из литературного оригинала Казакевича, если захочется обратиться к нему и прочитать от первой до последней строки.
… А повести, изданной в 1948-м, очень не повезло — она подверглась разгромной критике. Получила свой приговор. Победный 45-й еще не ушел далеко, и у кого-то вызвало острое раздражение обращение Эммануила Казакевича к образу «преступника», который оказывается славным парнем. Умным, храбрым и добрым. Тем, кому возвращают уже не петлицы, а офицерские погоны. Капитаном, которому дарят в поверженном Берлине старый номер газеты с драгоценной фотографией. Это — память о Джурабаеве, неотвратимом спутнике, нечаянном друге. Оставшемся навсегда там, в 1942-м. Потому что пули на войне далеко не всегда следуют приказам командиров или даже самого трибунала — щадят «смертников» и укладывают наповал тех, кто собирался жить долго и счастливо.
«Двое в степи» не издавались долгих 14 лет — лишь в год смерти писателя (1962-й) повесть была включена в сборник его произведений. И тогда же экранизирована, под своим названием, режиссером Анатолием Эфросом.
А вот теперь востребована к 70-летию Победы.
Порадуемся тому обстоятельству, что за этот проект взялся легендарный «Мосфильм» (его гендиректор, известный режиссер Карен Шахназаров выступил одним из продюсеров). И что запасы оружия и военной техники, собранных в стенах столичной киностудии, пригодились снова.
Кстати, батальные сцены сняты на одном дыхании, и иллюзия достоверности не покидает. Чему способствует, на мой взгляд, и выбор актеров — здесь очень много новых лиц.
А своего «Джурабаева», пишут, нашли благодаря коллегам с «Казахфильма». И режиссер Сергей Попов, увидев лицо 24-летнего Амира Абдыкалыкова, сразу сделал выбор.
Огаркова играет уроженец подмосковного Реутова 22-летний Юрий Борисов. Недавно вы могли видеть этого актера в роли Сергея Тюленина (телесериал «Молодая гвардия»).
Борисов (снимавшийся, кстати, и у Андрея Звягинцева в его картине «Елена») смог тонко показать опустошенность своего героя, живущего ожиданием казни, — и его возрождение, когда возвращается возможность воевать и «смыть свою вину». А греха-то, собственно, и не было: дивизия не была уничтожена, вышла из окружения.
И хорошо, когда нет на душе тяжкого груза чужих смертей. И что пришла Победа. Как здорово сказали в одном военном фильме (цитирую не дословно), ты остался жить, потому что кто-то другой погиб за тебя.
***
фото: Юрий Борисов в роли Огаркова;Герои после боя.