Сфера услуг — часть экономики
Кажется, всегда было так: врач лечит, учитель учит, культура просвещает. Но настали новые времена, а с ними и новые нравы.
Теперь у нас все — и образование, и медицина, и культура — называется емким словом «услуга». Видимо, где-то между услугами банщика, сапожника и хоронильщика. Нам не нравится такая тенденция, а горожанам? Мы спросили — как они относятся к тому, что сфера услуг вдруг поглотила все остальные?
Вера Бухтоярова:
— Я отрицательно к этому отношусь. Считаю, очень важно для народа хранить свои традиции. «Услуга» — это не наше, это западное. Это слово все как-то обезличивает, отрывает нас от сути. И лично мне — режет слух. Ни медицина, ни образование, ни культура не становится лучше, назови их «услугой». Например, в библиотеках, где всю жизнь у нас были читатели, теперь — «пользователи». Что за пользователи? Когда вот оно простое слово «читатель», однокоренное, родственное с «читать».
Татьяна Леонова, торговый представитель:
— Как ни назови, а сути дела это не изменит. Если человек привык ходить в театр или в музей, если он оттуда черпает впечатления, если для него это — работа ума и сердца, то хоть сто раз назови культуру услугой. А если нет, то можно о духовности и воспитании, о спасении жизни и образовании тысячу раз сказать — толку не будет. Это уж как в семье заведено, так человек и относится.
Мария, инженер:
— Есть такое расхожее выражение — «за услугу надо платить». Видимо, продвигая это понятие во всех сферах жизни, в наше сознание пытаются внедрить мысль о том, что нет и не будет ничего бесплатного. Так что мне это совсем не нравится.
Наталия Гаврелюк, домохозяйка:
— За последние годы мы привыкли, что качества можем требовать только там, где платим. Это касается платной медицины, например. И у того студента, который учится на коммерческом месте в вузе, меньше шансов быть отчисленным: потянут с ним дольше, чем с бюджетником. Даже интернетная халява с бесплатными новыми книгами частично пресечена: теперь за новинки приходится платить. И так далее. Так стоит ли удивляться, что образование, медицина и даже культура сегодня — это услуги? А мы — потребители.
Елена Романова, педагог дополнительного образования:
— Это очень плохо. В таком богатом русском языке нет вариантов, чтобы отделить ремонт обуви от образования? Не верю!
Александр Воробьев, руководитель отдела продаж:
— Все эти сферы и являются услугами. Главное, чтобы их выполняли качественно, а как назовут — не важно.
Ирина Юрьевна, пенсионерка:
— Клиент — это тот, кто обращается к. риэлтору. Но к врачам ходят пациенты, чтобы получить помощь, а не услугу. Вам может показаться, что разницы нет, но на самом деле она огромна! Я как врач, вышедший на пенсию, прекрасно ее вижу. И каждый, кто приходит в поликлинику, ощущает эту разницу на себе. Она в отношении. В искренней заботе о благе и здоровье. А заботу не внести в прейскурант.
Юлия Мищенко, студентка второго курса:
— Такое ощущение, что мир сошел с ума. Какие услуги могут быть в таких областях? «Услуга по извлечению звуков из пианино»? Или «услуга по утешению малыша, которому только что поставили прививку»? И так понятно, что ни одну работу люди не выполняют бесплатно. Но зачем же искусственно акцентировать внимание на товарно-денежных отношениях?
Иван Пронько, менеджер по продажам:
— Конечно, мы не привыкли к таким терминам. Но ведь мир развивается, и в этом нет ничего плохого — привыкнем. Подумайте, сколько жалоб вы слышите на грубых врачей или учительниц, оскорбляющих детей? Пока мы пациенты и родители учеников, мы как бы уповаем на нравственные качества специалистов, к которым вынуждены обращаться. А когда мы клиенты, становится отчетливо ясно, что мы платим деньги и за вежливость, и за профессионализм. И если нам их не предоставляют, мы имеем право попросить вернуть деньги или заменить работника, который нас обслуживает.
Софья, студентка:
— Я отношусь к такой ситуации плохо. Учителя помогают усваивать знания, врачи оказывают помощь страждущим, но это нельзя назвать услугами. В наше время люди привыкли потребительски относиться ко всему. Они не испытывают чувства благодарности за тот тяжкий труд, который выполняют учителя, врачи, люди искусства. Думают, что за деньги можно купить все, и им все должны.
Анна Ищенко, педагог дополнительного образования:
— Мои родные рассказывали, что раньше медицину называли «обслугой». Когда мы с ансамблем танцуем на каком-либо концерте, мы тоже предоставляем услуги зрителям. Я считаю, что все зависит от того, как понимать значение этого слова. Главное, чтобы «услуга» не равнялась «прислуге».
Владимир, сотрудник строительной фирмы:
— Почему нет? И образование, и медицина, и культура — это же виды деятельности. Логично называть их услугами.
Евгений, футболист:
— Мне это не нравится. Нет, я не говорю, что все должно быть бесплатно. Но хотя бы доступнее. Отлично знаю, что в медицине цены просто космические.
Марина, студентка:
— Услуга подразумевает, что кто-то может ею не воспользоваться. Так что это, на мой взгляд, неправильное отношение.
Константин Каширин, предприниматель:
— Услуги — слово, наверное, хорошее и полезное. И звучит для нас, не избалованных в советскую пору качественной медициной, как бальзам. Но кто ж знал, что услуга может отменить саму суть. Видимость услуги осталась, а самого лечения, например, нет. Услуг образования — сколько хочешь, а толку никакого. Так что я против таких услуг.
Нина Никитова, студентка:
— В свободное время я подрабатываю тем, что делаю боди-арт. Это и услуга, и искусство. Все зависит от человека. Что он вкладывает в это слово: если только выполнить прейскурант, чтобы клиент отвязался, то его работа никого не порадует, а если услуга для него — такая же миссия, как делать добро, то я только за. Таких услуг должно быть как можно больше и в культуре, и в медицине, и в образовании.
Сергей, слесарь:
— Медицину, культуру и образование назвали услугой. Ну и что с того? Разве не является высшей целью человека служить людям? А если это кажется кому-то зазорным, то не является ли этот человек эгоистом с завышенным чувством собственной важности? Цепляться к словам не очень хорошо, товарищи!