X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Гимн толерантности, или Многоликая Россия

Дождь при открытии фестиваля «Книги России». Огороженная и строго охраняемая Красная площадь. Неизбежная толкотня за прилавками, где спешно раскладываются книги (а хотелось бы увидеть толкотню ПЕРЕД прилавками, но — смотри предыдущее предложение)…

Одним словом, налицо все условия для непраздничного настроения. Но вскоре дождь перестал, и вышло солнце, которое сделает невозможным показ на экране слайдов, посвященных нашей новой книге «Неизвестные известные герои». Состоится награждение самых читающих школьников. Выставку посетят высшие лица государства, правда, разглядеть их удастся не всем — из-за бесчисленного количества вьющихся, словно мошкара, фотокорреспондентов. Протокол закончился, и книжная выставка опять стала только книжной выставкой.

За тюменским «прилавком» (а как его еще назвать?) было довольно тесно. Здесь и оба Печатных Дома (Монтекки и Капулетти?), и Аркадий Елфимов со своей тобольской пышностью, и более мелкая рыбешка. Слева -якутские книги. Справа — магаданское издательство «Охотник». С его директором Павлом Ждановым мы с удовольствием поговорили о книгах Олега Куваева, которого общество вспомнило в связи с выходом фильма «Территория». Знатоки куваевского творчества с удовольствием отоспались на видимых и даже невидимых огрехах этого кино (типа: снято не там, не так и не то). Зато Жданов, склонный, как видно по его «прилавку», к публикации воспоминаний магаданских геологов, кстати и с удовольствием сообщил, что готовит в печать четырехтомник друга и соратника Куваева — Альберта Мифтахутдинова. А я, как бы совсем некстати, пытался вспомнить, кто из геологов, создателей «тюменского феномена», сумел написать и опубликовать свои записки? Кроме, конечно, великих — Эрвье и Салманова…

А потом, поручив сотрудникам одного из Печатных Домов наши скромные книжки, отправился в сказочное плаванье, поочередно разглядывая то материки массовой продукции — ЭКСМО, АСТа, АЗБУКИ и других, то с удовольствием обнаруживая в бескрайнем книжном море крохотные жемчужины.

Классика и современность, литература религиозного содержания различных конфессий, книги на языках, как говорили когда-то, «народов СССР», семейная жизнь и полезные советы на всякий случай.

Пока мои коллеги (коллеги по делегации, конечно!) — Сергей Козлов и Анатолий Омельчук в соседнем шатре под прозрачной крышей изнывают от солнца и рассказывают слушателям об особенностях своего сибирского характера, мировоззрения, творчества и т.д., я продолжаю путешествовать вдоль длинных домов без стен. И наслаждаюсь одним только видом книг. Пусть плакала Саша, как лес вырубали. Но жизнь этого леса продолжается в книгах, которые издаются и издаются. И даже читаются, несмотря на всепроглощающее телевидение.

Где-то в самом конце плавания я бросил якорь у крохотного островка. Стен д — полтора метра ширины. Такой же прилавок. Вывеска — «Авторская рукописная книга» . Ахматова, Высоцкий, Хармс — все книги в одном экземпляре. Все сделаны вручную -рукописный текст, рисунки, обложка. Штучная работа. Я взял в руки книжку Мандельштама — изящная каллиграфия, великолепные рисунки. И автор рядом, художница Ирина Дмитренко. «Сколько это может стоить? — Десять (тихий ответ)»… Через десять минут, когда я привел к этому прилавку Наталью Дворцову, зав. кафедрой издательского дела и редактирования ТГУ, книжки Мандельштама уже не было. А Наталья Петровна купила книжку Петра Ершова «Нос», сделанную тем же автором (ну не Ершовым же!). Тоже за неплохие деньги.

Ну что сказать? Книжная Россия, такая разная, такая многоликая, продолжается. И даже на соседних прилавках.

***
фото: Наталья Дворцова и рукописная книга.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта