Доступно и понятно
С 1 июля вступил в действие новый СП — свод строительных и проектировочных правил по созданию условий доступной среды
Подробно о том, что должно делаться и как, было изложено и в старом варианте СП-59, но тот документ носил рекомендательный характер, этот — обязателен к исполнению. Причем требования, изложенные в нем, становятся императивом не только для государственных, но и для саморегулируемых организаций в области проектирования, строительства, капитального ремонта и реконструкции зданий и сооружений.
Для строителей давно не новость, что при возведении современных жилых микрорайонов необходимо учитывать, что жить в домах будут не только здоровые люди, но и с ограниченными возможностями здоровья. О требованиях закона в организации безбарьерного доступа многие наслышаны, но как воплощать их в жизнь — до сих пор не знают. Поэтому поставить галочку, конечно, легче, чем вникнуть в ситуацию.
Потому и состоялся очередной объезд по городу, организованный Владимиром Зимневым, депутатом областной Думы, региональным куратором партийного проекта «Единая страна — доступная среда». На этот раз проверяющие, в том числе и представители областного ВОИ, решили посетить новостройки в микрорайоне Ямальский-1. Дома этого микрорайона изначально проектировались с учетом требований доступности для инвалидов. Здесь все могло стать примером, образцом для подражания.
Начали, как обычно, с парковки на придомовой территории -возле дома N 19 по улице Михаила Сперанского. Знаки «парковка для инвалидов» здесь установлены. Но как?
— При таком обозначении невозможно понять, где должен останавливаться инвалид — справа, слева, сбоку, может, вообще на газоне? — объяснял Владимир Зимнев. — Здесь должно быть указано направление действия знака, соответствующая пиктограмма на асфальте и установлены столбики. Ничего этого нет. А раз идентифицировать место нельзя, то и оштрафовать никого — тоже. Получается замкнутый круг — знак есть, а стоять негде. Ситуация даже не двусмысленная, а бессмысленная.
Тротуары, идущие вдоль проезда к домам, хоть и выглядят хорошо, но требованиям международных правил доступности не соответствуют. В идеале и ширина таких дорожек предусмотрена больше, чтобы колясочник в них вписывался, и бордюры — выше уровня асфальта, чтобы колесо не соскальзывало, в карманах должны разъехаться две коляски… Кому-то такая придирчивость может показаться излишеством, но данные условия — не роскошь, а жизненная необходимость.
Доехать до дома и припарковаться — полдела. Главное — зайти, точнее, заехать в дом. Здесь, в «Ямальском-1», пандусы с поручнями есть возле каждого (!) подъезда. Картина непривычная для центра города, а в микрорайоне современных новостроек она смотрится вполне органично.
Но и этот визуальный образ далек от идеала. В какую сторону распахивается дверь, как работает доводчик, какая ширина у крыльца — вопросы, которые не возникают у здоровых людей. Дом -новенький, чистенький — и хорошо. Но для инвалидов этого не достаточно.
Например, съезд пандуса не вплотную примыкает к асфальту. Перепад — около десяти сантиметров. Перешагнуть их легко. А переехать?
— У нас в доме два колясочника живут, — рассказывает Сергей Мушников. — Так они все время жалуются, что при въезде на пандус коляска валится назад. Один уже два раза тут падал.
Поручни у этого пандуса тоже есть.
— Эти перила должны на 30 см выходить за пандус, чтобы колясочник, ухватившись за них, получил опору, — разъяснял Владимир Зимнев. — А тут они установлены сантиметров за 70 до въезда.
Но если все-таки удалось эти препятствия проскочить — впереди еще несколько. Так, доводчик должен держать двери в крайнем положении не менее семи секунд, чтобы коляска могла заехать, а тяжелое металлическое полотно захлопывается за четыре. Да еще и дверная коробка установлена высоко. Порог с трудом смогла преодолеть даже женщина с детской коляской.
Но самое страшное испытание -лифт. Пассажирский расположен на шесть ступенек выше грузового. А кнопка вызова — одна. И какой из лифтов приедет, предсказать невозможно.
— Каждый раз это настоящая лотерея, — говорит Сергей Мушников. — Куда бежать, не знаешь. Да и не побежишь.
На неудобную конструкцию лифтов пожаловалась нам и Нина Александровна из первого подъезда этого дома. Ей как человеку, потерявшему зрение, здесь все в два раза сложнее. А угадывать, куда придет такой лифт, — вообще мучение.
— Для незрячих людей здесь -ноль возможностей, — прокомментировал Владимир Зимнев. — О них строители и не подумали.
***
фото: Одна кнопка на два лифта;Нина Александровна;Сергей Мушников.