Придвигаем свои хаты ближе
За последнее время мне пришлось наблюдать несколько ситуаций, когда постороннему человеку требовалась помощь. Но находились люди, которые успевали оказать ее раньше, чем я. Наверное, в какой-то степени они спасли и меня.
Спасли от осознания собственной бесполезности и слабохарактерности. Потому что, признаюсь честно, не уверена до конца, что я смогла бы сориентироваться в происходящем, четко скоординировать свои действия и не испугаться возможных последствий. И тут бы самое время постучать по дереву и загадать: лучше это и не проверять! Но я давно перестала доверять деревяшкам и знаю, что случаи в жизни бывают разные, и проверку она может устроить в любой момент.
БАБУШКА, ВАМ ПЛОХО?
В переходах нижегородского метро — на стульчиках, перевернутых ведрах, ящиках или просто на ступеньках — сидит много бабушек. Кто-то продает ягоды со своего огорода, кто-то — букетики полевых цветов, есть и те, что просят милостыню… Наверное, поэтому я не сразу обратила внимание на сухонькую старушку, присевшую на ступеньки и облокотившуюся о стену. Правда, отойдя шагов на десять, я все же обернулась — что-то не так было в ее позе. Женщина в шляпе поняла это сразу, сбросила с плеча сумку, наклонилась к старушке, слегка потрепав ее по плечу, спросила: «Бабушка, вам плохо?»
Бабушке, и правда, было плохо. Женщина громко известила об этом прохожих, одного из которых отправила в ларек за водой, а другого — за полицейскими на пост, что неподалеку. Взяла из рук бабушки телефон — видимо, та пыталась кому-то дозвониться сама, но не получилось, — нашла в нем абонента «дочь» и набрала номер…
Пока до станции добиралась скорая, женщина в шляпе сидела рядом с тяжело дышащей бабушкой, обняв ее, и твердила, что все будет хорошо.
— А что с ней? Инсульт? Обморок? Сердце? — спрашивали зеваки, которых вокруг собралось уже немало.
— Да не знаю я, — подняла на них полные слез глаза женщина. -Я первый раз с таким сталкиваюсь, ничего в этом не понимаю и. очень боюсь.
— А мы думали, вы медик — так быстро во всем разобрались, -удивленно промямлили зеваки.
Если до этого они могли оправдать свою пассивную наблюдательную позицию тем, что «за дело ведь взялся профессионал!», то после признания женщины в шляпе оправдания им не было. Многие предпочли ретироваться.
Скорая, кстати, приехала быстро. Врачи диагностировали у бабушки тепловой удар и увезли ее на дополнительное обследование. Дочка, подоспевшая к тому времени к станции метро, поехала в больницу вместе с матерью.
МАШИНУ МОЖНО ОТМЫТЬ. А СОВЕСТЬ?
А этот случай произошел очень холодной зимней ночью. Я проснулась от того, что во дворе кто-то воет. Назвать этот звук человеческим криком или плачем было нельзя. На качелях, скрючившись, сидел голый по пояс мужик. Босой. На теле — кровь. Не в силах встать, он поднимал над головой руку, пытаясь привлечь внимание водителей, — время хотя и позднее, но по двору проезжали редкие автомобили. Не веря в успех этого предприятия, я лихорадочно набирала «02». Но одна машина, все-таки, остановилась. Мужик, спотыкаясь, падая и поднимаясь, дошел до нее, забрался на переднее пассажирское сиденье.
Машина не трогалась с места, через минуту из-за руля выскочил парень и оббежал автомобиль.
«Сейчас выбросит обратно на улицу», — подумала я, снова вооружившись телефоном.
Но парень снял с себя куртку, шарф, шапку и стал одевать пассажира. Быстро сел за руль и рванул с места. Очень надеюсь, что в сторону больницы.
Наверное, парню пришлось потом чистить салон — падая, мужик извалялся в грязном снегу, да и кровь. Правда, это ерунда — зато совесть в химчистку сдавать не придется. А ее вообще там, интересно, принимают?
ТРИ СПАСИТЕЛЬНЫЕ ЦИФРЫ
В эту субботу средь белого дня сотрудница редакции Альфия увидела у своего дома толпу людей, которые стояли над женщиной с перепачканным кровью лицом.
— Живая? Скорую вызвали? -спросила Альфия у переминающихся с ноги на ногу соседей.
Те ответили вопросом на вопрос:
— А как вызвать скорую с мобильного?
В общем, на их помощь можно было не рассчитывать. Моя коллега позвонила в полицию и скорую, проверила у женщины, которая то приходила в сознание, то снова его теряла, пульс. Чтобы хоть как-то привести в чувство пострадавшую, расспрашивала ее, что произошло.
Женщина шла по улице, подошли к ней две «девчонки» (позже выяснится, 1986 и 1969 годов рождения), стали требовать деньги, ударили бутылкой по голове и отобрали телефон.
Сейчас, как сообщили нам в отделе вневедомственной охраны, сотрудники которого были направлены на место происшествия, личности подозреваемых установлены. Их нашли в тот же день. Возбуждено уголовное дело. Жизни пострадавшей ничего более не угрожает.
… — Насколько известно, у разных мобильных операторов телефоны экстренных служб набираются по-разному. В любом случае, это будут не две, как со стационарного телефона, а три цифры -либо 002, либо 102, — говорит сотрудник пресс-службы областного УМВД Александр Гилев. — Но граждане, как правило, продолжительное время пользуются одним номером конкретного оператора -так что можно заранее узнать, как правильно звонить в полицию, скорую или МЧС. На крайний случай, всегда есть номер 112, диспетчеры которого перенаправят звонок в нужную службу или сами примут вызов.
Немало ситуаций, когда помощь человеку требуется немедленно и некогда ждать скорую. Что мешает прохожим в ту же секунду броситься к упавшему или болезненно согнувшемуся человеку -хотя бы просто узнать, нет ли у него с собой необходимых ему лекарств? Страх, брезгливость, равнодушие?..
По мнению доктора психологических наук Евгения Доценко, дело здесь не в психологических особенностях человека — ведь в нас изначально заложено стремление помогать, а в воспитании. Слишком продолжительное время детей воспитывали по законам джунглей — каждый сам за себя или «моя хата с краю».
Примечательно, что за перевоспитание граждан решили взяться врачи. В Тюмени на базе скорой помощи уже второй год проходят бесплатные курсы оказания первой помощи, на которые могут записаться все желающие. Обучили уже около тысячи человек. Преподаватель, врач скорой помощи Олег Нестеров считает, что эти люди уже никогда не пройдут мимо того, кому потребуется помощь.
— Ведь паника чаще всего возникает от незнания, — говорит Олег Федорович. — А если человек знает, что делать, то он будет действовать без раздумий. Научиться оказывать первую помощь может каждый. Дети обучаются этому даже легче взрослых. Когда взрослые люди начинают убеждать меня, что они не сумеют сделать непрямой массаж сердца, я привожу им в пример девятилетних детей, которые умеют это делать!
***
фото: