У мечты есть крылья
Иногда детское увлечение перерастает в профессию, а мечта становится реальностью — пусть и в несколько ином виде.
Когда-то школьник Сергей Важенин пришел в кружок авиамоделирования, а сегодня он — руководитель полетов тюменского центра организации воздушного движения филиала «Аэронавигации Севера Сибири».
— С четвертого класса я начал заниматься в кружке во Дворце пионеров у Александра Игнатьевича Баранова. Хотел стать картингистом, но в тот сезон набор отменили. Директор говорит мне: «Походи по дворцу, посмотри — может, что понравится». Зашел в авиамодельный — и затянуло.
— Не ушли через пару занятий…
— Я сам по себе терпеливый: начал делать — надо делать. А когда стало более-менее получаться, почувствовал — это мое. Потом участвовал в соревнованиях, делал уже, серьезные модели. В кружке занимался до окончания школы. В 1994 году поступил в Красноярское авиационно-техническое училище, в 1996 продолжил обучение в Академии гражданской авиации в Санкт-Петербурге. Через несколько лет, уже работая в Тюмени, встретился с Александром Игнатьевичем и с Петром Григорьевичем Чиженко — и снова вернулся к моделированию в кружке на улице Амурской.
— Стали работать с детьми?
— Нет, я занимаюсь моделированием для себя. Конечно, помогаю тренерам, насколько возможно. Но сейчас, чтобы учить детей, надо иметь педагогическое образование. Да и много времени надо, чтобы был какой-то результат. А у меня — свои: дочке три года, племянник подрастает, ему пять.
— Наверняка первые соревнования были ярким впечатлением. Что вам тогда особенно нравилось?
— Школьниками, помню, ездили в Ялуторовск, Ишим, Березняки Пермского края. Впечатления всегда были хорошие. С ребятами отъехать от родителей — это ж здорово! Общались с моделистами всей России. Сейчас опять все восстанавливается, на соревнования собираются много народа. Кризисы случаются периодически, но появилось очень много доступных материалов, из которых можно собрать недорогой самолет.
— Например?
— Та же плитка для отделки потолков — из нее получаются прекрасные модели. Полно разных видов пенопласта. Для фюзеляжа подойдет колено от удочки. Множество прочных и быстросохнущих клеев. В Интернете — масса чертежей. Распечатывай, вырезай да делай. Представлен большой выбор недорогих двигателей иностранного производства. Есть электрические, на батарейках — чтобы с топливом не мараться. Все доступно.
Но если серьезно подходишь к соревнованиям и хочешь победить, технологии нужны серьезнее: композитные материалы, теплоткани, эбокситные смолы… В том классе гонок, где я соревнуюсь, скорости достигают 300 километров в час -пенопласт не выдерживает.
— Сейчас так легко все купить — и кто-то еще делает модели своими руками?
— Да, конечно. Практика показывает, что этот вариант — лучше. С опытом начинаешь понимать, что и где сделал бы по-другому, и результат улучшается. Так я чувствую модель, знаю, на что она способна. А у молодых ребят часто подход такой: а сколько это стоит, а можно купить? Говоришь ему: «Ты же можешь сделать сам, давай делать». А в ответ: «Нет, я не хочу». Они от родителей учатся. А те говорят: «Можно мой ребенок не будет прибираться в кабинете, я буду деньги платить?» Или: «Можно я ему просто куплю модель, и пусть летает?» Представляете? Ну, зачем тогда ты пришел в авиамодельный кружок? Приходят. Но у нас большой отсев: примерно из десяти остается один.
— Дает ли что-то моделирование, помимо удовольствия?
— Я все умею делать руками. В кружке научился работать на всех станках — токарном, фрезерном, сверлильном. Научился обработке дерева, металла, работе с электрикой. Дома в серьезные сети не лезу, но поменять розетки, что-то провести — все просто.
— Расскажите, как перекинулся мост между занятиями в кружке и работой в авиации?
— Когда я запустил свою первую модель, подумал: чего бы и мне не оторваться от земли? Мы с отцом постоянно летали к бабушке в Викуловский район на АН-2, и меня никогда не тошнило, нравилось смотреть вниз. Это было мне близко. Подумал: поступлю на пилота. Подавал документы в Бугурусланское летное училище, но не прошел медкомиссию. Там серьезные требования, да и конкурс большой. Предложили пойти учиться на авиадиспетчера: если уж так хочешь летать, попади хотя бы в эту струю, начни. А там, если подправишь здоровье, сможешь перевестись на пилота. Летать и сейчас хочется, но уже думаешь -опасное дело.
— А диспетчером работать интересно?
— Прежде всего, это ответственность. Нужно постоянное внимание, готовность ко всему, скорость принятия решений. Мы постоянно учимся. Сейчас меня все устраивает. Я нахожусь там, где должен быть.
— Со своими тренерами вы сейчас общаетесь. А с товарищами по кружку?
— С нами занимался Николай Ерошкин, сейчас он летает вторым пилотом в «Трансаэро». Когда пролетает над Тюменью, всегда переговариваемся с ним по радиосвязи.
Контакты с помощью Интернета легко поддерживать — вся Россия меня знает. Общаемся и с украинцами, и с белорусами, даже с жителями дальнего зарубежья — барьеров-то нет. Иногда зовем старых товарищей на соревнования — посмотреть, посудить. Но мы и в повседневной жизни помогаем друг другу.
— Вижу, что у вас такой настрой, заставлять не будете. И все же, в какой кружок хотели бы отдать дочку?
— Не знаю… Неплохо было бы, если бы она научилась танцевать… Когда-то в детстве меня хотели отдать на танцы, но я стеснялся. Теперь понимаю, что надо уметь хорошо танцевать. Да, на танцы я дочь, скорее всего, отдам. А там — посмотрим.
***
фото: Тюменские спортсмены;Сергей Важенин.