Рыбное место на улице Одесской
Слова «научно-исследовательский институт», наверное, должны наполнять священным трепетом сердца далеких от науки людей, то есть большинства из нас. Лаборатории, необыкновенное оборудование, ученые мужи в белых халатах, тихо обсуждающие свои теории и эксперименты…
Все мои заготовки о научном учреждении разбились в уникальном научно-производственном центре рыбного хозяйства, что расположен на улице Одесской. Госрыбцентр — вроде обычный НИИ с солидной историей (открылся более полувека назад), с десятками подготовленных ученых-ихтиологов, с филиалами от Урала до Якутии, с научными разработками и мощной производственной базой. И все же это очень необычный институт.
Лаборатории тут есть: открываешь дверь, а там — емкости с водой, остро пахнет рыбой, а вот и она сама, снует туда-сюда, ждет кормежки. И ученые имеются, кандидаты и доктора наук. Только белым халатам они предпочитают непромокаемые куртки и болотные сапоги, а все потому, что главный объект их научных исследований — рыба. Самыми сокровенными знаниями обладают специалисты центра: где живет муксун, чем болеет карп, что за диковинка такая — пелчир? Частью этих знаний они поделились с нами.
Муксун нельме — вкусный товарищ
Маленькие рыбки, темно-серые, с веретенообразным тельцем, мечутся в аквариаторе, расположенном в подвале. Это нельма — самая крупная из сиговых рыб и, похоже, уже и самая редкая. Отдел воспроизводства рыбных запасов под руководством кандидата биологических наук Сергея Семенченко выполняет непростую задачу: практически истребленную нельму снова ввести в аквакультуру, чтобы наши дети и внуки смогли увидеть сибирскую красавицу не только на картинке, но и попробовать. По вкусовым качествам ей среди сиговых нет равных, разве что муксун — такой же редкий гость в сибирских реках — может посоперничать. Большую партию молоденьких нельм на днях увезли на экспериментальное садковое хозяйство «Волковское» в Тобольский район.
— Мы работаем над тем, чтобы нельма вернулась в наши реки, — поясняет Сергей Михайлович. — В том, что необходимое маточное стадо будет создано в искусственных контролируемых условиях, у меня сомнений нет. Нужно просто как можно больше производителей — зрелых самцов и самок, чтобы потомство было качественным, ведь отловить их и собрать икру в естественных условиях — проблема.
Выращенные в садках на «Волковском» нельмы мечут икру в специальных устройствах, где созданы условия, как в природе. Ученые рыбцентра разработали технологию, аналогов которой нет за рубежом, позволяющую сохранять рыб живыми после получения икры. Оплодотворенную естественным образом икру откачивают и перевозят в инкубационный цех тобольского рыбопитомника. От 5 до 8 месяцев икра инкубируется, затем личинок выпускают в естественную среду, где они доращиваются до товарного состояния. Кроме нельмы и муксуна, рыбопитомник выводит личинок других сиговых — чира, пеляди, сига-пыжьяна и тугуна — свыше 500 млн штук в год.
Не пугайтесь гибридов
Экономические санкции, как ни странно, сыграли тюменским ихтиологам-рыбоводам на руку. Впервые за многие годы государство обратило пристальный взор на научное обеспечение аквакультуры. Технологические разработки в сфере сиговодства получили государственную поддержку.
Лидер по объемам аквакультуры сейчас Китай: все-таки рыбу там выращивать проще, климат теплее. Но и наши ученые сидеть сложа руки не намерены. В ближайшие недели пятеро научных сотрудников института выезжают в экспедицию в Березовский район Ханты-Мансийского автономного округа, в места обитания сиговых рыб. Их задача — сбор свежих данных, отработка новой технологии и экспериментальных установок. Экспедиция продлится три месяца.
Не прекращается работа по созданию нового оборудования и технологий выращивания рыбы. Свидетельство успешности — полученные патенты на изобретение мобильного цеха сбора икры, устройства для нереста рыб, установки для выращивания молоди…
Активно взаимодействуют тюменские ученые с коллегами из-за рубежа, участвуют в научных конференциях, обмениваются опытом. Ареал сиговых в значительной степени располагается на территории России, потому и интерес к ним выше. По словам Сергея Семенченко, воспроизводство сиговых имеет и хозяйственное значение: люди большое внимание стали уделять здоровью, а особи этого вида по содержанию не насыщенных жирных кислот — рекордсмены.
В Обь-Иртышском бассейне обитает восемь видов сиговых, есть подвиды и популяции, находящиеся на грани исчезновения. Поэтому скрещивание разных пород — редких и не очень — перспективное направление для товарного рыбоводства. Например, на тюменских рынках чаще всего продается пелчир — гибрид пеляди и чира. Рыбоводы выращивают их в озерах, рыбка за один сезон вырастает небольшая, но готовая к употреблению. А продавцы, чтобы не смущать покупателя, пишут «пелядь» или «сырок».
Наука молодых
Первое, что бросилось в глаза при знакомстве с Госрыбцентром, — молодые лица. Парни и девушки, как те рыбки в аквариаторе, сновали по коридорам, перекликались из кабинета в кабинет.
— Молодежи работает много, — подтверждает первый заместитель директора Яна Капустина. — Мы делали анализ по возрастному составу, получилось, что сотрудников до 30 лет у нас более 30 процентов, а сотрудников от 30 до 40 лет — 23%. Этим мы выгодно отличаемся от академической науки.
— Как молодые люди узнают об институте?
— У нас интересная сфера научной деятельности. Еще в 1995 году директор Александр Литвиненко и его заместитель Владимир Крохалевский инициировали создание в сельхозакадемии отделения «Водные биоресурсы и аквакультура». Практические все ведущие сотрудники института преподают в аграрном университете Северного Зауралья и сейчас. Молодежь мы видим с первого курса, имеем возможность приглашать к себе лучших, заинтересованных, неравнодушных.
— Какие качества присущи ученому, занимающемуся прикладной наукой?
— Он должен быть нацелен на результат. В нашей сфере нет ни одного направления, чтобы сидя на стуле перед компьютером получить какой-то толк, путем обычных умозаключений. Все данные для наших научных разработок получены, что называется, в поле, точнее, в речке или озере. И все они обязательно внедряются в производство. Наука ради науки — это не про нас.
По словам Яны Александровны, кстати, тоже весьма молодого ученого, основная государственная задача тюменских ихтиологов — оценка сырьевой базы рыболовства, ее эффективного использования. Ведут экологический мониторинг на территории Тюменской области с округами, Урала и Сибири, вплоть до Якутии.
Специалисты центра уверены: отрасль перспективна. Каждый год увеличиваются объемы научной деятельности, объемы проводимых исследований, что приносит в конечном итоге заметный финансовый результат.
— Яна Александровна, о чем мечтают ученые-ихтиологи?
— Чтобы рыбы было больше, чтобы она была разная, доступная. Чем больше рыбы, тем больше у нас работы. А свою работу мы любим.
***
фото: Сергей Семенченко;Подрощенные нельмы в аквариаторе;Яна Капустина.