X

  • 02 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 121
  • 5620

Игры разума рождают ученых

Защитой научных проектов закончилась вчера летняя многопрофильная смена одаренных детей.

Восемьдесят школьников 7-8 классов 18 дней оттачивали мастерство публичных выступлений, решали сложные задачи, придумывали современные болиды и играли в бизнес-игру «Завод».

Летняя школа «Академия успеха» собирает на каникулах талантливых подростков, победителей предметных олимпиад, творческих и спортивных конкурсов уже 18 лет подряд, пятый раз — на базе санатория-профилактория «Жемчужный». Концентрация умников на квадратный метр высока, но главная задача смены — не напичкать детей новыми формулами и терминами.

Конечно, новые знания по выбранным предметам (математика, история, география) они получили, но важнее то, что за смену подростки существенно прирастили свой социальный капитал. Галина Матвеева, директор «Школы одаренных» госуниверситета, начальник смены, считает это едва ли не самой большой заслугой организаторов и педагогов «Академии».

— Дети приобрели навыки, которых не дают в школе, — объясняет Галина Александровна. -Командообразование, целеполагание, стратегия принятия решений, умение договариваться, создавать атмосферу, — эти знания можно получить только на практике. Ребята каждый день, на каждом занятии попадали в ситуации, где необходимо проявить себя. Главный критерий оценки — не лучше или хуже других, а насколько эффективно твое решение.

Итогом совместной работы одаренных детей и педагогов стала научная конференция. Школьники, разбившись на команды, защищали свои проекты. Внимание, с которым «академики» слушали своих коллег, уважительная тишина во время презентаций, интересные вопросы из зала и в зал, когда гуманитарий задание на логику решает быстрее, чем математик, — достойный финал серьезной работы смены. Темы удивили и порадовали. Были совсем школьные, например, ученики физико-математического профиля придумали, как усилить интерес к своему предмету: с помощью игр и состязаний. Филологи исследовали деятельность тюменских меценатов и сочинили оду знаменитым землякам, показав на защите целый спектакль. Проекты учеников естественнонаучного профиля поразили практическим подходом к решению насущных задач. Так, одна команда предложила создать памятник исследователям Ямала, другая -разработала эколого-этнографический тур «В гости на Ямал». Дети даже калькуляцию тура составили, предварительно обзвонив гостиницы и туристические компании Салехарда. А как вам тема «Разработка способов оптимизации промышленного освоения юго-западной части Ямала»? По-моему, достойна развития на самом серьезном научном уровне. Ребята изучили, какие отходы больше всего загрязняют природу полуострова, и предложили пути решения. Прямо скажем, нестандартные. Если экологи заинтересуются, обращаться в «Школу одаренных».

Подготовка к конференции — как учеба в аспирантуре, только в микроварианте, а выступление на конференции — демо-версия настоящей защиты на соискание научной степени. Выбор темы, постановка проблемы, изучение объекта исследования, выводы -все как в солидном университете. Опыт подготовки презентации, публичного выступления — бесценен. Даже то, что часть каникул пришлось потратить снова на учебу, ребят не смущает. Даша Конева, ученица школы N 5, больше всего оценила сочетание учебы и развлекательных мероприятий, их на смене было предостаточно. А еще встречи с удивительными людьми: краеведами, учеными, известными общественными деятелями. Новые знания Даша надеется применить в школе.

Говоря об одаренных детях, часто вспоминают теорию соленого огурца. Дескать, если ребенку создать оптимальную среду для развития, он, как тот огурец в рассоле, не сможет не стать успешным и талантливым. Условия для одаренных детей в нашем городе создали — их выявляют, поддерживают, настраивают, стараются дать самое лучшее. Педагогическая селекция существовала всегда, и, наверное, это правильно. Только очень хотелось бы, чтобы умение работы в команде, навыки публичного выступления, подготовка интересного проекта не стали уделом избранных детей. Без этих знаний в современном обществе никуда, значит, надо сделать их доступными каждому ученику.

***
фото: Защита проекта в «Академии успеха».

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта