X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Ад обетованный

Захар Прилепин. «Обитель». АСТ, 2014 г.

Тяжелый том, 746 страниц спрессованных судеб, любви и ненависти, милосердия и жестокости, веры в человека и неверия в бога. Потому что на Соловках бога нет. Монастырь есть, храмы, монахи, целый отряд священнослужителей есть, а бога — нет.

Действие романа происходит в 1929 году на Соловецких островах, в первом лагере сталинского режима — Соловецком лагере особого назначения. Пятьсот лет назад на русском Севере появилась эта божья обитель, монастырь, основанный тяжким трудом монахов, где каждый день — подвиг.

На костях праведников строит фабрику по переделке человека начальник СЛОНа Федор Эйхманис. Сырье на фабрике, правда, малоподходящее: бывшие белогвардейцы, уголовники, священники, раскулаченные, политические. Глазами молодого москвича, отцеубийцы Артема Горяинова видишь, слышишь и обоняешь (в романе много запахов, иногда непроизвольно морщишь нос) этот уродливый мир, первый круг ада. Читать и страшно, и больно. Слишком много грязи, крови, нечистот, но вдруг — пронзительно тонкий юмор, щемящая нежность к избитым, униженным людям, потрясающая страница о пении птиц на утренней заре. Всюду жизнь. И это жизнь? Да, утверждает автор, жизнь в предложенных обстоятельствах, где каждый день — экзамен на человеческую пригодность.

В несколько летних и осенних месяцев 29-го года спрессованы сотни событий. Ткань романа плотная, столько персонажей, каждый написан выпукло, отчетливо, словно ты сам только что разглядел уродливого уголовника Жабру, насладился общением с владычкой — отцом Иоанном, который уверен, что «адовы силы и советская власть — не одно и то же». Могут ли быть в таких условиях друзья, любовь, что есть человек и как не потерять в себе этого человека? Прилепин не отвечает ни на один из этих вопросов, но ответы в книге есть. Как есть интрига, сочный яркий язык, погружение в историю.

«Обитель» в этом смысле настоящая энциклопедия русской жизни на закате Серебряного века, на заре красного террора. И все-таки надежда есть. «Человек темен и страшен, но мир человечен и тепел». Спасибо, Прилепин.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта